Создать аккаунт
Главные новости » Спорт » «Оскар» не достанется антирусскому фильму Лозницы про одичалую биомассу
Спорт

«Оскар» не достанется антирусскому фильму Лозницы про одичалую биомассу

13
«Оскар» не достанется антирусскому фильму Лозницы про одичалую биомассу

Фильм «Донбасс» нового любимца Канн и всей рукопожатной публики Сергея Лозницы (Украина, Франция, Нидерланды, Румыния, Германия) не попал-таки в шорт-лист премии «Оскар».

Он был выдвинут от Украины по категории «лучший иностранный фильм года», но в список номинантов его не отобрали, о чем с изумлением и раздражением сообщили украинские СМИ.

Кино снимали с участием ряда европейских стран и заранее объявили символом возрождения всего украинского кинематографа. Но американские академики не проявили должной чуткости и, в отличие от своих европейских коллег, обласкавших Лозницу призом в одной из категорий, зеленого света фильму не дали.

Эта новость вызывает как минимум два сакраментальных вопроса, к которым мы вернемся позже, а пока несколько слов о том, что же за шедевр встает перед зрителем в полный рост.

Лозница, свежеиспеченный гражданин Украины, снял фильм о том, как живут люди в непризнанных республиках Донбасса. Ну, как люди? Унтерменши. Ну, как живут? Существуют, как низшие животные, по законам стаи.

В республиках? Нет, в странных территориальных образованиях Дикого поля, как издавна обожают называть этот регион украинские письменники, идеологи, социологи и журналисты.

Остальным же смотреть фильм можно только в крайней степени отстраненности, иначе сердце разорвется.

Перед зрителем предстают совершенно отвратительные картины того, как биомасса борется за свою никчемную жизнь, пока верховные гоблины и их орки грабят, рвут, убивают, издеваются над каждым, кто попадается на их пути.

Рядовые обыватели запуганы, предельно жалки, ничтожны и оболванены оккупантами, выдающими себя за местных. Абсолютно все — от костюмов до мычания, обильно унавоженного матом, — работает на очевидный незатейливый посыл: взбунтовавшееся быдло, управляемое, как любят писать украинские блогеры, из-за «паребрика», потеряло свой шанс цивилизоваться в европейской Украине.

В фильме ополченцы предстают босотой, которая клепает фейк-новости, тотально криминальным элементом, куражащимся над беспомощными и тупыми земляками, которые, в свою очередь, вызывают только брезгливость. Герои даже как-то вызывающе одномерны, постоянно истеричны и кажутся порождением плоского графоманского упражнения.

Картонные персонажи, кривляющиеся морды из бестиария, лишенные чего бы то ни было человеческого, — такое нынче награждают в Каннах, оплоте тонкого, многомерного, эстетского кино.

Трудно правильно обозначить жанр картины, хотя официально фильм маркирован как трагикомедия. Сатира? Гротеск? Водевиль? Все слова недостаточно сильны, чтобы обозначить всю степень презрения и ненависти автора к жителям Донбасса…

В главных ролях снялись актеры из «Маски-шоу» — одесситы, между прочим. Да и премьера состоялась именно в рамках Одесского фестиваля — не в Киеве, не во Львове, в Одессе, пусть знает.

Собственно, ничего особенно нового в идеологическом плане автор не рассказал. Он лишь максимально сгустил все инвективы в адрес «донецких», которые годами последовательно раскатывали на своих страницах украинские СМИ, блогеры и особенно «письменники», десятилетиями живущие далеко за рубежами родины на гранты западных фондов.

Всегда существовали две реальности — первая заключалась в том, что именно донбасские и крымские школьники и студенты выигрывали все олимпиады по украинскому языку и все олимпиады по точным наукам, а также привозили медали из-за рубежа.

Именно ученые Донбасса делали открытия и изобретения, представленные в европейских сборниках научных работ. Один только Донецк, город миллиона роз, давал четверть валютной выручки страны и был признан еще в донезалежные времена самым красивым промышленным городом планеты.

Вторая же, параллельная реальность — маркировала жителей региона недоукраинцами, влекомыми «стадным чувством к совковому Мордору».

В совершенно еще вегетарианские времена украинские мытци устраивали инсталляции в респектабельных киевских фондах, где донецкие изображались плюющими семки и вечно бухими, изъясняющимися с помощью пары десятков матерных слов.

Прямо вот так ставили выгородку в виде клетки или боксерского ринга и сажали в центр актера, который натурально плевал в зрителей. СМИ захлебывались от восторга: эстетический прорыв, постмодернистский шедевр, трансцендентальный экстаз, гиперреализм… При полном безмолвии власти, в том числе когда страной управлял донецкий Янукович.

Лучшие перья Украины как будто соревновались — чей текст о жителях Донбасса расчеловечивает их лучше. Быдло, колорады, ватники, сепаратисты, орки, шлак, люмпены — это не самые энергичные определения, которые в свой адрес слышали донецкие задолго до революции достоинства. С последним же Майданом расчеловечивание «русскомирцев» достигло дна. Именно поэтому по мирным кварталам стрелять оказалось так легко.

Но вернемся к фильму. В фильме есть один довольно слезоточивый эпизод: пожилого мужчину, патриота Украины, преследует толпа одичалых, едва не побивая стоика камнями. Да, такие незатейливые аллюзии у лауреата Канн, представьте. Во всех рецензиях, во всех интервью режиссера этот эпизод приводится как иллюстрация полного отупения и оскотинивания местных.

…Думаете, Лозница не знает, что на майданах людей привязывали к позорным столбам, ставили на колени, вешали на шею таблички с надписью «сепаратист» или «ватник», плескали зеленкой в лица?

Думаете, он не помнит, как вышедшего с эфира одного из телеканалов депутата Царева поймали либеральные журналисты и их побратимы-наци, избили, сорвали с него трусы и бегали с ними по майдану, селфились и выкладывали в сеть?

Думаете, Лозница не читал, что в Одессе перед зданием суда повесили чучело судьи с надписью на груди «Он отпускает сепаратистов»? Режиссер ничего не слышал о том, как издеваются над стариками и инвалидами опухшие от водки каратели на блокпостах? Знает и помнит, читал и слышал. Но успешно вытесняет, потому что — а куда это можно пристроить? Где спрос на такие воспоминания?

Может, одесские актеры, снявшиеся в этом кошмаре, не слышали ничего о сожженных в Доме профсоюзов земляках? О поруганной «оселюченной» Одессе? О запрещенном, в том числе и для них, родном языке?

Что ими движет? Стокгольмский синдром? Желание нравиться новой власти? Голод?

Теперь о резонансе. Украинская общественность приняла фильм на ура.

Примерно так же его встретили в Каннах, где он прошел в специальном показе «Особый взгляд». В восторге и российские либеральные кинокритики, а если их восторг не полон и ужас от увиденного все же стучит в сердца, то небольшим усилием воли они его подавляют и пишут восторженные рецензии о новом великом творце и его детище.

Едва ли единственной категорией зрителей, осторожно выразивших обиду и разочарование, стали переселенцы из Донбасса. Они опасаются, что из-за такого кино им будет еще неуютнее жить в городах Украины, куда они уехали от войны.

И где ежедневно слышат упреки и оскорбления, где им так трудно снять жилье и найти пристойную работу, где они всегда будут под подозрением и никогда не станут своими — как бы сильно и страстно они ни демонстрировали лояльность, гимнопение и славу героям.

Вот мы и подошли к тем самым сакраментальным вопросам, к которым очевидно подводит зрителя фильм «Донбасс». Первый: почему из всего возрождающегося украинского кинематографа на «Оскар» выдвинули именно этот?

Понимаю, выбрать что-то из кино, в котором есть всего две темы — переписывание истории в духе «Украина юбер аллес» и создание нового мифа о героях карательной операции в Донбассе, невероятно трудно.

Но все же, почему именно этот? Ведь президент Порошенко ежедневно мамой клянется, что территория вот-вот будет возвращена, что мы любим донецких как своих, а страна едина как никогда? Зачем вы предъявляете миру своих соотечественников как стадо тупых и злобных животных именно сейчас?

И второй вопрос — а зачем вам вообще возвращать себе такое?

… Всякий, кто пытался показать западному зрителю другой взгляд на войну в Донбассе, знает: это практически невозможно. Не то что в Каннах или Лос-Анджелесе — вам не дадут даже школьный зал арендовать. Востребован только антидонбасский, антирусский гной.

Сегодня для Запада даже Звягинцев недостаточно определился, настало время лозниц.

И кстати. Бюджет фильма — два с половиной миллиона евро. Сборы — 78 тысяч долларов.

P.S. В школы подконтрольной Украине части Луганской области завезли комиксы, в которых украинские герои-освободители противостоят отвратительным российским оркам. Похожие комиксы распространялись в Ираке, Ливии, Сирии — везде, где работала 4-я группа психологических операций ВС США. Казалось бы — какая связь с фильмом «Донбасс»?

Нюра Н. Берг

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт twit.su вы принимаете политику конфидициальности.
ОК