Колония комфортного режима: кого содержат в тюремных VIP-камерах

Колония комфортного режима: кого содержат в тюремных VIP-камерах

Холодильник, под завязку набитый мясными деликатесами, широкоформатный плазменный телевизор на стене и дорогой унитаз — это не улучшенный номер четырехзвездочного отеля, а одна из камер московского следственного изолятора. Как правило, в подобные условия попадают только избранные, а большинство арестантов вынуждены вдесятером ютиться на восьми квадратных метрах и спать по очереди на трехъярусной кровати.

Корреспондент РИА Новости попытался разобраться, каким образом некоторые заключенные российских колоний и СИЗО получают ВИП-привилегии.

Гостиница «Матросская Тишина»

На этой неделе правозащитники из наблюдательной комиссии посетили несколько помещений в московском СИЗО «Матросская Тишина», которые по обстановке скорее напоминали уютные комнаты комфортабельного санатория, нежели камеры для содержания подследственных и осужденных.

© РИА Новости / Андрей Стенин
Следственный изолятор «Матросская тишина»

«При посещении второго корпуса изолятора мы обнаружили на пятом этаже камеры, условия содержания в которых можно сравнить с четырехзвездочными гостиницами, — рассказала РИА Новости председатель столичного ОНК Ева Меркачева. — В них — два больших окна, огромный современный телевизор на стене, холодильник, забитый деликатесами, белоснежные кровати с новым бельем и даже туалет с вытяжкой и дорогим унитазом. По нашему мнению, это как-то странно».

По словам Меркачевой, «очень респектабельно» выглядит весь второй этаж, чего не скажешь о других помещениях СИЗО. При этом в подобных камерах, которые ремонтировались за счет благотворительных средств, в основном содержатся лица, подозреваемые в мошенничестве.

«По нашему мнению, это еще один факт, который показывает, что камеры отремонтированы для определенного контингента. Прояснить ситуацию полностью начальство Матросской Тишины нам так и не смогло», — резюмирует общественник.

© РИА Новости / Алексей Куденко
Исправительные учреждения Владимирской области

В пресс-бюро УФСИН России РИА Новости сообщили, что по этому факту проводится служебная проверка, о результатах которой пообещали рассказать дополнительно.

Канары на нарах

Большинство российских изоляторов, по данным ОНК, переполнены. В камерах содержится в полтора, а порой и в два раза больше людей, чем должно быть согласно регламенту. Сотрудники ФСИН вынуждены устанавливать и в без того тесных помещениях трехъярусные кровати, на которых арестанты спят по очереди. При этом стоит учесть, что многие здания СИЗО построены не один десяток лет назад. В некоторых камерах уже давно не работает вентиляция, с потолка сыплется штукатурка или гниет пол.

Но и есть и другие — с новыми обоями, свежевыкрашенным потолком, огромным холодильником, дорогим телевизором и двумя кроватями. Одноярусными.

«Когда видишь, что в одной камере люди сидят друг у друга на головах, а в другой — по два человека, то понимаешь, что при распределении заключенных не обошлось без коррупционной составляющей, — рассказал РИА Новости председатель общественной наблюдательной комиссии Московской области Антон Цветков.

— Как правило, хорошие условия содержания себе могут позволить люди, осужденные за экономические преступления».

По его словам, в коррупции были замечены даже некоторые члены ОНК, которые брали деньги с родственников заключенного, а потом просили сотрудников ФСИН поместить его в ту или иную камеру.

© РИА Новости / Илья Горбунов
Следственный изолятор в Приморье

Общественник добавил, что заселение в камеру повышенной комфортности в некоторых случаях может быть и тактическим ходом следователей, заинтересованных в даче показаний.

«Например, задержанный активно сотрудничает со следствием, а его за это отправляют в хорошую двух- или трехместную камеру, — продолжает Цветков. — А если заключенный категорически отказывается помогать следствию в раскрытии преступления, то его могут определить и в переполненную «хату».

Впрочем, хорошие условия содержания объясняются этими фактами не всегда — порой арестанты собственноручно создают в изоляторе достойный быт.

«Одни заключенные портят помещения, мусорят в них, а другие стараются поддерживать чистоту, даже делают там ремонт на свои деньги, — резюмирует председатель областной ОНК. — Кто понимает, что проведет в СИЗО не один год, старается обеспечить себе нормальные условия».

Деньги, труд и драки

Похожая ситуация наблюдается не только в следственных изоляторах. Как рассказал РИА Новости один бывший заключенный колонии, «хаты» тоже подразделяются на обычные и привилегированные.

© РИА Новости / Максим Блинов
Заключенный исправительной колонии общего режима № 2 во Владимирской области заправляет постель

«Можно попасть в барак с еще сотней таких же заключенных, а можно — в отдельную камеру, где сидят по четыре-пять человек, есть телевизор, холодильник и другие блага цивилизации, — продолжает бывший арестант. — ВИП-статус получают несколькими путями, самый простой — передать приличную сумму денег кому надо. Но можно и заработать — правда, на это потребуется намного больше времени и упорства».

По его словам, чтобы заслужить теплое «место под солнцем», нужно на протяжении нескольких лет исправно трудиться, соблюдать дисциплину и участвовать в культурной жизни колонии. Но есть и откровенно криминальный способ обеспечить себе хорошее существование. «Некоторые заключенные, так называемый актив колонии, получают „элитную хату“ за то, что вымогают деньги у других арестантов, жестоко избивая их, — подытоживает наш собеседник. — Конечно, такие зэки живут отдельно от остальных и ни в чем себе не отказывают».

Андрей Григорьев