Ученые рассказали о скрытых «способностях» молнии

Молния всегда была загадкой, как для древнего, так и для современного человека. Не смотря на то, что большая часть её свойств уже разгадана учёными, всё же увидев молнию, человека охватывает первобытный страх и трепет.

Учёные разгадали новую способность молний. Данное природное образование вызывает в атмосфере Земли ядерные реакции. Специалист рассказал, что данное открытие новой способности молний является важным шагом для поиска источников новых изотопов на нашей планете. Ранее схожее свойство было выявлено при изучении воздействия космических лучей на атмосферу Земли. Учёный отмечает, что подобные процессы вполне могут происходить на таких планетах, как Венера и Юпитер, что сказывается на изотопном составе космических объектов.

Молния представляет собой, если говорить языком науки и кратко, гонку электронов и нагрев воздуха. К примеру, туча, зависшая над полем, имеет на много более отрицательный заряд, чем земля под ней. В этом классическом случае электроны будут ускоряться, всё быстрее двигаясь к земле. Учёные установили, что за 1 секунду в нашу планету ударяет от 50 до 100 молний. Большинство зарядов имеет длину от 3 до 6 километров, их напряжение при этом составляет 100 тысяч киловатт. Специалистам удалось измерить диаметр канала, по которому протекает ток и оказалось, что он составляет 1 сантиметр.

Известно, что самым грозовым местом на нашей планете считается остров Ява в Индонезии. А самой «любимой» молниями точкой на острове является гора Богор. Специалисты подсчитали, что тут молнии бьют практически круглый год. Если быть точным, то этот период составляет 322 дня в году. Вторым по концентрации молний является угандийский город Тороро, тут молнии можно наблюдать 251 день из 356.

Интересное открытие в области молний сделали китайские учёные. Им удалось разгадать тайну появления шаровой молнии. Ведя наблюдения в горах Тибета, специалисты из Северо-Западного университета под руководством профессора Цен Цзянь Юна, не запланировано стали свидетелями удара молнии возле их аппаратуры, видеокамер и спектрографов. Произошедшее далее очень удивило учёных. Из земли поднялся светящийся шар, 5 метров в диаметре. Гигантская шаровая молния пролетела по воздуху 15 метров и исчезла. Учёные отметили, что при этом объект менял цвета от пурпурно-белого в начале до ярко-красного в конце. Молния находилась в воздухе на протяжении 1,6 секунды.
В открытии сыграл не маловажную роль спектрометр, который в момент происходящего зафиксировал состав шаровой молнии. Оказалось, что объект состоял из кремния, железа и кальция, - элементов, которые содержит почва. На основании показаний прибора китайские учёные заявили, что предположение о природе шаровых молний, выдвинутое 17 лет назад учёным из Новой Зеландии Джоном Абрахамсоном является правильным. Отметим, что новозеландец предположил, что в момент удара молнии в почву сильно и неожиданно повышается температура, что в свою очередь приводит к массовому испарению оксидов, содержащихся в земле. Шар формирует ударная волна, которая резко выбрасывает скопившийся газ в воздух

Однако не все учёные согласны со специалистами из Северо-Западного университета Китая. Доктор физико-математических наук из МГУ им. Ломоносова Владимир Бычков отметил, что ситуация с природой шаровых молний так и остаётся неразгаданной до конца, не смотря на множество существующих теорий. Примечательно, что даже журнал с мировым именем Nature отказался печатать статью об открытии китайских ученых, и они издались в менее именитом издании.

Учёные установили, что не все молнии всегда бьют с небес на Землю, есть и такие которые посылают свои разряды в обратном направлении. В 2001 году были обнаружены молнии, которые вырываются из туч и несутся в космос. Странное и необычное явление открыли исследователи, которые наблюдали за небом при помощи специальной камеры в обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико. Обнаружив молнию, названную гигантским джетом, бьющую в космос, учёные предположили, что это происходит из-за сильных порывов ветра.

Молниям в различных эпохах приписывались разные свойства: кто-то считал это гневом богов, а кто-то знамением. Не смотря на то, что технология и наука ушли с тех пор далеко вперёд, молния остаётся одним из явлений, природа и характер которого до сих пор до конца не изучены учёными.