В России началось создание нового самолёта «судного дня»

Авиационная промышленность приступила к работе над новым самолетом «судного дня» на замену Ил-80, сообщил в интервью «Интерфаксу» глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

«Работы в этом направлении ведутся. Заказчиком таких спецмашин выступает военное ведомство», — заявил Мантуров, отвечая на вопрос о разработке нового воздушного командного пункта на замену Ил-80.

«Российская авиационная промышленность может выпускать самолеты всех классов, в том числе и самолеты такого назначения», — подчеркнул министр промышленности.

Новый самолет «судного дня» для замены Ил-80 могут создать на базе пассажирского Ил-96, а самолет-ретранслятор — на базе глубоко модернизированного транспортника Ил-76, сообщил «Интерфаксу» в декабре 2020 года первый зампред коллегии ВПК РФ Андрей Ельчанинов.

В СМИ воздушные командные пункты часто называют «самолетами судного дня», так как они могут быть задействованы в случае ядерной войны, если наземные структуры управления будут уничтожены. С борта самолета можно управлять всеми видами вооруженных сил — сухопутными подразделениями, флотом, авиацией и стратегическими ракетными комплексами. Главная отличительная особенность — отсутствие иллюминаторов на фюзеляже, чтобы обезопасить пассажиров от последствий ядерного взрыва.

Самыми известными моделями таких специализированных самолетов являются американские E-4B на базе лайнеров Boeing 747 и российские Ил-80, разработанные на основе пассажирских Ил-86.

Ил-80 — один из наиболее засекреченных самолетов Минобороны России. По данным открытых источников, всего на вооружение было принято четыре Ил-80.