Путь России: О философии встраивания, экономике и судьбах людей

Путь России: О философии встраивания, экономике и судьбах людей

Шесть лет минуло со дня референдума и провозглашения образования на территории Донбасса Донецкой и Луганской Народных Республик. Киев не смирился и продолжает убивать женщин и детей, разрушать гражданскую инфраструктуру и жилые дома.

Сегодня очевидно, что после государственного переворота в Киеве, инициированного западными «партнерами» России, вынашивавшими идею создания анти-России на территории Украины, проект «Новороссия» не состоялся по нескольким причинам, включая зависимость политического класса России от философии встраивания в «цивилизованный мир», а российской экономики — от философии встраивания в глобальный рынок на условиях его авторов, что привело к критической зависимости от импорта и экспорта сырья на рынки стран — инициаторов майдана.

Что пошло не так? Казалось бы еще в нулевые Кремль осознал, что стихийный рынок не способен обеспечить опережающее развитие. Подтверждением тому является указание Президента на разработку в 2008 г. «Стратегий-2020», уточнение и продление до 2030 г. «Стратегий» и разработка Федеральных целевых программ (ФЦП) со сроком реализации до 2024 г.

Оценим качество макропланирования, эволюцию философии встраивания на основе анализа «Стратегии развития энергетики до 2020 г.», уточненной до 2030 г. и ФЦП «Экология 2018–2024 гг.»

Утверждаю, что планы развития без упоминания денег не что иное, как заявления о намерениях.  Подкрепленные деньгами и комплексным подходом к решению проблемы — полезны, подкрепленные деньгами, но не опирающиеся на комплексный подход — бесполезны или вредны, как разжигающие новые коррупционные очаги.

Сегодня очевидно, что разработка «Энергетической стратегии до 2020 г.» проходила в жесткой борьбе между реалистами из Росатома и носителями философии встраивания, далее — «философами» при пассивном созерцании пофигистов из РусГидро. На стороне «философов» оказались нефтяники и газовики. «Философы» победили. Росатому сказали: «Делайте, что хотите». В РусГидро шла борьба за постреформенные осколки. Не до стратегии.

О победе «философов» свидетельствует прогноз сокращения электропотребления на 20 %, обоснованного сокращением энергоемких производств, и 20 % рост экспорта нефти и газа по той же причине. Если кто-то считает, что стратегия писалась ради красного словца, глубоко ошибается.

«Философы» держались за стратегию до последнего и встраивали в нее реальную жизнь. Отсюда укрепление курса рубля, офшоризация, льготы для иностранных инвесторов и импортеров, рост энерготарифов и стоимости подключения, удушающие внутреннего энергопотребителя.

А когда «поняли, что электропотребление растет», а растущей выработки Росатома недостаточно, появились Абызовы, льготы и запустили строительство ТЭС на газовой генерации по методу, описанному одним из деятелей Сердюковского МО. Когда нам понадобились вертолетоносцы, мы позвонили в ОСК и спросили: у вас имеются вертолетоносцы? Ответили — нет, но можем построить за пять лет. Тогда мы позвонили французам. Обещали за два. Мы заказали «Мистрали».

Победа «философов» дорого обошлась энергетике, промышленности и стране в целом, о чем свидетельствуют провал экономики в 2008 г. и стагнация 2014–2020 гг.

Концептуальные ошибки «философов» подтверждены практикой и выводами доработчиков «Стратегии» и разработчиков ФЦП в 2018 г. Если кто забыл или не знает, напомню: во внешне благополучной экономике в канун кризиса 2008 г. в Ленинградской области один из бурно развивающихся бизнесов был по продаже евродров финского происхождения.

Почему «Стратегии “философов”» провалились?

Каждое предложение и отдельный абзац текста написан специалистами достаточного уровня компетенций. Проблема в самой философии встраивания. Например, в «Стратегии» подробно расписаны ресурсные возможности страны, обозначены проблемы, определены приоритеты, но сшили красной нитью.   В связи с сокращением энергоемких производств (кстати, приспособленных к жесткой конкуренции на глобальных рынках) и ростом неэнергоемких производств потребление электроэнергии будет снижаться. В «Стратегии до 2030 г.», уточненной в 2018 г., заложено удвоение до 2,2 трл. кВт.ч.

Концептуальный провал. Непонимание, что главным конкурентным преимуществом российской экономики на глобальном рынке является сырьевая, энергетическая и пресноводная самодостаточность, наличие технической школы, фундаментальной и внедренческой науки, избыточное для внутреннего потребления производство металлов.

Понятно, что именно энерго- и металлоемкая продукция российского производства способна стать тараном экспансии. Тяжелая техника для строительства, добычи, переработки и транспортировки сырья, котлы, реакторы, станки для обработки крупных деталей, железнодорожные вагоны востребованы на внутреннем рынке, что позволяет без риска инвестировать в разработки и организацию серийного производства.

Известно, что без наличия серийных образцов выходить на внешние рынки бесполезно, а не выходить — стимулировать утечку мозгов и квалифицированных кадров, зависимость от импорта, экспорта нефти и газа.

К сдерживающим факторам неэнергоемкой экономики относятся:



– дефицит молодого трудоспособного населения,



– дефицит специального сырья, специалистов, технологий.



– высокие, по меркам развивающихся стран, заработные платы и налоги на труд.

Очевидно, разработчики «Стратегии» под неэнергоемкой экономикой имели в виду сферу услуг и развлечений, инфраструктуру логистики и распределения импорта, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о развитии отраслей по производству компьютеров, телефонов, микрочипов, программного обеспечения, лекарств, косметики, медицинского оборудования, продовольствия и «кружевных трусиков», что и стимулировало бегство украинцев от России в Европу.

Пренебрежение комплексной проработкой деталей. В «Стратегиях-2020» нет намека на подрядчиков, исполнителей, науку, развитие производств оборудования для ТЭС, ГЭС и ВИО, бюджеты и источники финансирования. Не зря планы энергетической «Стратегии» реализованы лишь Росатомом, имеющим собственную научную, производственную базы, снабженческие и сбытовые подразделения.

ТЭС на газовой генерации построены на импортном оборудовании. ТЭС на угольной генерации и ВИО — пожелание иметь новые станции мирового уровня. Явная ориентация на импорт. По гидрогенерации — перечислены имеющиеся гидроресурсы.

Радикальная реорганизация по типу Росатома для РусГидро, выпавшей из гнезда РАО ЕЭС в период реформаторского зуда в руки приватизаторов и анонимных собственников и не способной к реализации серьезных проектов, не предусмотрена. Серьезные аварии не в счет.

Поэтому планы по запуску Эвенкийской ГЭС, ГЭС Красноярска и Якутии, остались на уровне деклараций. Шевелится Северный Кавказ, но это шевеление не имеет отношения к РусГидро.

Новые ошибки и чудачества. Разработкой энергетической «Стратегии» до 2030 г. не руководили авторы философии встраивания, да и время было другое. Версталась после воссоединения с Крымом. Тем более любопытно посмотреть на жизнестойкость философии в головах учеников.

Очевидно до разработчиков дошло, что без собственного авиа-, кораблестроения, передовых энерго- и металлоемких предприятий стать глобальным игроком невозможно, а цифровая экономика, электронные деньги, транспорт на электрической тяге, освещение автомагистралей и электрификация новых железных дорог, комфортная городская среда без наращивания энергопотребления невозможны. Отсюда и планы на удвоение электропотребления, но…

Говорят об энергосбережении на уровне «закрывайте форточки зимой», но ни слова о сроках, подрядчиках, производителях оборудования для запуска энергомоста Сибирь — Урал — Центр, способного экономить до 15 % от всей производимой страной электроэнергии.

Тем более, что в качестве перспективных значатся ГЭС и угольные ТЭС Сибири. Много слов о ВИО (2–3 %). Ни слова о сепарации в электричество ТКО (около 6 %), неконкретно про гидрогенерацию (8–10 %). Росатом увеличит производство на 50 %, — 12–15 % от общепланового.

Значит, газ и нефть — противоречат планам по экспорту, глубокой переработке, разведанным и легкоизвлекаемым запасам. Уголь. Где планы по развитию отраслевой науки, строительству завода по производству ТЭС на угольной генерации мирового уровня?

Вывод: носители философии встраивания стали потише, подбирают правильные слова, но философия по-прежнему «живее всех живых». Тоже и в разработке ФЦП.

Выдержка из декларации Правительства (2018 г.):

Федеральные целевые программы (ФЦП) представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

ФЦП являются одним из важнейших механизмов Правительства Российской Федерации по реализации структурной, научно-технической и инновационной политики, активного воздействия на его социально-экономическое развитие.

Рассмотрим правду жизни на примере ФЦП «Экология». Два года с момента принятия, срок достаточный. Принципиальное отличие ФЦП от «Стратегий» в конкретике. Указаны направления, сроки реализации, исполнители, бюджет = 4 041 000 000 000 руб. Для координации и контроля создан федеральный оператор в лице Корпорации РЭО.

Когда изучаешь материалы, имеющиеся в публичном доступе, то складывается впечатление, что имеем дело с новым подходом. Учли проблемы качества питьевой воды, свалок, рек и озер, степей и лесов, промышленных стоков и выбросов в атмосферу.

С момента объявления и до публикации оптимизма прибавляло, что «Программа» версталась на фоне посткрымской реальности, достижений в ОПК и ядерной энергетике, подтверждающих наличие компетенций в стратегическом планировании и людей, способных на комплексный подход к решению проблем, опыта, наработанного на провалах «Стратегий-2020», лозунгов об импортозамещении, опыта с «Мистралями», крымскими ТЭС, авиа- и корабельными двигателями, знания, что зависимость от импорта при колебании курса рубля, корректирует «Программы», влияет на стоимость товаров и услуг, разрушает бюджеты всех уровней, деформирует макроэкономику страны и микроэкономику домохозяйств.

Прежде, чем копнуть глубже, рассмотрим философию комплексного подхода к экологии. Человек, экономика и экология едины. К человеку, возомнившему себя царем природы, экология враждебна. В странах, построенных на идеологии эгоистического индивидуализма, а тем более бедных, не бывает хорошей экологии. Затраты на экологию окупаемы как напрямую, так и косвенно. Бюджетные расходы и инвестиции без мультипликативных эффектов в иных отраслях или без цели роста благосостояния народа, включая на экологию, недопустимы.

Положительный пример — Сочи, где точечные затраты улучшили экологию и поддержали экономику всей страны в посткризисный период.

Леса, реки, озера и внутренний туризм. В «Программе» речь о создании заповедников, очистке рек с акцентом на Волгу, очистке озер с акцентом на Байкал. Благое дело.

Ошибается тот, кто считает, что заповедник — это то место, где природа отдыхает от человека. Кто бывал в окрестностях заброшенных военных городков, моногородов, деревень знает, о чем речь. Зверушек не прибавилось, лес болеет, а количество пожаров увеличилось на порядок, а в крымском Тайгане прибавление за прибавлением.

Думаете, что если всех россиян вывезти в Африку, то на территории России возникнет рай? Совсем наоборот.


Задача экологических «Программ» — создавать условия для гармонии человека и природы. Реки, озера, леса расцветают вместе с человеком.

Если в заповедникe предусмотрена инфраструктура, гармонизирующая человека с природой, там нет убивающей природу дикости, а заповедник живет на заработанные деньги. Это же касается Волги и Байкала, и множества иных рек и озер. При этом страна превращается из туристического нетто-экспортера в нетто-импортера, и выигрывают все.

По запасам древесины Россия — с двойным отрывом от Бразилии — занимает первое место, а по добыче — в относительных к запасам величинах — пятое. По экспорту древесины в Китай — второе место после Новой Зеландии . Причина — плохо работает система восстановления лесов.

В «Программе» ни слова о мерах рыночного принуждения собственников к модернизации предприятий, внедрении энергосберегающих и экосберегающих технологий. Надежда на евростандарты?

О базовых проблемах, сдерживающих развитие России:



– дефицит капитальных инвестиций;



– пренебрежение рубля к двум из пяти функций денег, а именно — средство накопления стоимости и мировые деньги;



– утечка капитала;



– экспорт и структура экономики, создание новых рабочих мест как потенциала потребительского рынка — не соответствуют возможностям страны;



– большой импорт, включая расходы на выездной туризм;



– отсутствует опережающий рост в электроэнергетике и современное предложение.

Что объединяет экологию с проблемами, сдерживающими развитие? Давление философии встраивания на прагматику и здравый смысл.

Суть идеологии ФЦП «Экология»: в бюджете имеются деньги. Пора обустроить среду проживания людей. За работу, товарищи! Работа бурлит. Проводятся межведомственные и межрегиональные согласования, круглые столы, обострилась борьба за статус и финансовые потоки мусорных операторов, бюджеты, тарифы, формулы перекрестного субсидирования.

Идут переговоры с иностранными партнерами — производителями оборудования для сепарации ТКО. Пока на уровне «сам не гам…» Что это значит, неведомо. Понимают, что время другое?

Тогда надежда на здравый смысл и прагматику остается, но время уходит. Кстати, иностранцев, желающих строить заводы под ключ, предостаточно. Инвесторы, требуют от правительства гарантий покупки оптовиками электроэнергии по зеленому тарифу и поставок ТКО в объеме не менее 5 000 тонн в сутки на один объект.

Судя по публичной информации, Ростехнологии и Росатом не дремлют и сражаются за свой кусок. Но судя по отсутствию информации о создании исследовательских лабораторий, заказов на отечественное оборудование для очистки лесов, рек и озер, строительству завода для серийного производства заводов высшего мирового уровня по сепарации ТКО в электроэнергию (годовой потенциал до 50,0 млрд кВт.ч), вписывающихся в городскую среду, можно предположить, что нацелились завозить импортное оборудование, а судя по тексту Декларации Правительства (см. выше), то «хотели как лучше…»

И это вместо того, чтобы определить способ сепарации ТКО и учесть их энергетический потенциал в «Стратегии» на стадии разработки ФЦП.

Не допускаю, что команда разработчиков и исполнители планируют «тырнуть и свалить». Люди другие, и время другое. Судя по тому, что в качестве главного исполнителя выбрали РЭО, а не ПАО «Корпорация Экология» с правом на коммерческое использование:



– охраняемых, имеющихся и планируемых под охрану природных объектов, 



– главного заказчика,



– научных исследований,



– техники и оборудования для очистки лесов, рек и озер,



– заводов по переработке ТКО в электроэнергию, сепарации и реализации ценного вторичного сырья,



– создания единой логистики,



– реализации тепла и электричества или конвертации ТКО в экспортный товар, произведенный на майнинг-фермах,



– региональных операторов,



– собственных подразделений по закупкам и сбыту, — ближе к собаке на сене.

Чего ждать? Поствирусный период будет сложным. Потребление металлов и сырья, включая нефть, упадет во всем мире. Если пойдем по пути укрепления элементов экономической самодостаточности, роста потребления металлов на внутреннем рынке, энергоемких производств и инфраструктуры, опережающего роста электроэнергетики, то у людей появятся деньги, а страну ждет успех.

Сфера обслуживания восстановится мгновенно и расцветет на деньгах потребителей. Если попытаемся поддержать импорт и сферу услуг — провал. Что касается ФЦП «Экология», то склоняюсь к тревожному оптимизму.

Если финансирование не урежут, то «Программу» выполнят за счет импорта оборудования, а с момента ее завершения расходы бюджетов всех уровней и домохозяйств будут расти, страна — с тревогой наблюдать за колебаниями курса рубля, а проблемы накапливаться.

Без маргинализации философии встраивания не ждать:



– опережающего роста экономики и благосостояния людей,



– снижения тарифов и цен,



– электронного рубля с функцией мировых денег,



– прекращения обстрелов Донбасса и привлечения к ответственности убийц женщин и детей.

Валентин Днепров, специально для «Русской Весны»