«Брали русские бригады Галицийские поля!» (ФОТО, ВИДЕО)

«Брали русские бригады Галицийские поля!» (ФОТО, ВИДЕО)

Долгие шесть месяцев восемь русских дивизий блокировали крепость и находившейся в ней 150-ти тысячный австрийский гарнизон.

Одну из крупнейших крепостей Европы осаждали дважды. Первая попытка штурма под командованием генерала Д.Г. Щербачева оказалась неудачной.

Учтя все ошибки командующего, генерал А.Н. Селиванов окружил крепость крепким кольцом, рассчитывая взять ее измором и артиллерией.

Командующий гарнизоном крепости генерал Кусманек после неудачных попыток прорыва отдал приказ о капитуляции.

Непреступная крепость

Крепость, состоявшая из 18 фортов и четырех батарей, считалась неприступной. Большинство фортов были оснащены современной артиллерией: гаубицами, скорострельными орудиями и мортирами.
 
Все главные и броневые форты имели электроснабжение, прожектора, лифты, вентиляторы, помпы, рефлекторы для улучшения условий круглосуточной обороны. В крепости работала система радиосвязи.

Брусилов Алексей Алексеевич:

«Я сознавал, что, в сущности, время для взятия Перемышля нахрапом прошло и что теперь это дело гораздо труднее и не сулит, как недели три тому назад, верной удачи, но выгоды взятия Перемышля были настолько велики, что стоило рискнуть».

Ошибки первого штурма

Первый штурм под командованием генерала Д.Г. Щербачева начался 5 октября после отказа командующего гарнизоном Перемышля генерала Германа Кусманека фон Бургнойштэдтена от сдачи крепости.

Подготовленный наспех и потому бессмысленный штурм оказался неудачным.

Отсутствие тяжелой артиллерии не позволяло нанести серьезный урон укреплениям Перемышля и восьмого октября осада была снята.

Блокада крепости

Девятого ноября было принято решение возобновить блокаду крепости.

Учтя все ошибки предыдущего командующего, генерал А.Н. Селиванов принял решение взять крепость измором, окружив ее крепким кольцом.


Солдаты у тяжелого орудия

Руины Перемышля

Солдаты приступили к возведению линий траншей вокруг крепости. Легкие артиллерийские батареи защищали войска от обстрелов противника во время работ вокруг крепости. Тяжелые орудия были развернуты в сторону Перемышля для регулярных обстрелов.

Попытка прорыва блокады крепости

В письме Кусманек жаловался своему командованию на точность русских пушек, которые сильно парализовали жизнь в крепости.

Регулярные обстрелы серьезно подорвали боевой дух австрийских солдат.

С каждым днем падала их уверенность в благоприятном исходе обороны.

Обстановка ухудшалась с каждым днем. Начался голод.

Поэтому комендант решился на прорыв к своим основным силам.

И в ночь с 18 на 19 марта 1915 года гарнизон пошел в отчаянную атаку. Командование крепости надеялось захватить русские военные склады, после чего соединиться с австрийскими армиями в Карпатах.

Венгерской пехоте удалось сходу захватить передовую линию русских укреплений.

Однако главные позиции осажденные захватить уже не смогли.
 
Из 8500 солдат и офицеров 23-й венгерской дивизии, принимавших участие в прорыве, обратно в крепость вернулись лишь 2662.

Один из фортов крепости

Капитуляция Перемышля

Осознав безнадежность дальнейшего сопротивления, 21 марта 1915 года генерал Кусманек отдал приказ о капитуляции Перемышля. В 10 утра 22 марта 1915 года передовые русские отряды вошли на территорию крепости. Трофеями в Перемышле стали 900 орудий. В плен попали 9 генералов, свыше 2500 офицеров и 117 000 солдат австро-венгерской армии.

Интересный факт

О событиях Галицийской операции и осады крепости Перемышль написана песня «Брали русские бригады Галицийские поля».

Кадры х/ф «Молодо-зелено» 1962 г.

Впервые с большого экрана она прозвучала в фильме «Молодо-зелено» 1962 г. Вспоминает Юрий Никулин: «Помню, в одном из павильонов снимали сцену, где мы с Табаковым сидим в кабине грузовика. В перерыве мы с Олегом закурили, и я тихо стал напевать песню русского солдата, одиноко доживающего свой век. Оказалось, Олег тоже её знает. Сидим мы и поем вместе:

«Брала русская бригада галицийские поля. 
И достались мне в награду два солдатских костыля…»

Пока мы пели, к нам подошел Воинов.

— Что за песня?
— спросил он.
— Да так, — ответил я, — старая, солдатская.

Описание подготовлено по книге А.М. Зайончковского
«Мировая война 1914–1918», изд. 1931 г.