«Ужасы СССР»: Польский фильм о Голодоморе, исказивший всё

«Ужасы СССР»: Польский фильм о Голодоморе, исказивший всё

Маленькие, но очень озлобленные страны, живущие хуже, чем соседи, очень любят выстраивать конспирологические теории, подменять и искажать исторические факты. Именно это произошло с польско-украинскими авторами кинофильма «Мистер Джонс».

Понятно, художественный фильм может демонстрировать любую идею, фантазию своих создателей. Однако пиар-кампания, развернутая в преддверии премьеры, прямо даёт понять потенциальным зрителям — фильм снят в строжайшем соответствии с историческими фактами.

Лента отснята ещё в прошлом году и уже снискала любовь украинских зрителей. Там он был презентован раньше мировой премьеры, опять же в угоду пиару и притязаниям на историческую достоверность. На Украине он получил название «Цена правды». Судя по отзывам, местные медиа и лидеры мнения из Сети с удовольствием заглотили наживку, поверив каждому кадру фильма.

Сейчас, в преддверии премьеры киноленты на исторической родине главного героя, в Великобритании, местная пресса уже подготавливает аналогичный плацдарм. Журналисты позиционируют «Мистера Джонса» как чуть ли не документальный фильм, рассказывающий об ужасах сталинских репрессий в УССР.

Чтобы понять, кто и зачем снимает подобные шедевры, необходимо обратиться к этапу продакшена и постпродакшена этого творения. Одним из первых, кто обратил внимание публики на картину, был скандально известный бандеровец Владимир Вятрович. Именно он открывал торжественную выставку в память о самом Гарете Джонсе (главный герой фильма).

Автор сценария — этническая украинка и гражданка Соединённых Штатов Андреа Халупа, развязавшая настоящую holly war в отношении сталинизма и «путинизма». Шесть лет назад она основала движение «Глобальный Майдан», цель которого — воцарение «демократии» во всех странах, нуждающихся в «лучшем будущем, как Украина». В список таких стран вошли даже сами США.

И в этом нет ничего удивительного, ведь сестра Андреи — Александра Халупа была одним из ключевых фигурантов в деле об импичменте президента Трампа. Считается, что именно она выступала посредником между демократами США и Киевом в 2016 году. Кстати, Александра фигурирует в титрах «Мистера Джонса».

За раскрутку картины отвечали тоже весьма яркие игроки — ряд государственных структур Украины, Польши, Шотландии, а также россыпь физических лиц, известных своей ненавистью ко всему советскому и российскому.

Здесь и британская пресса, типа The Daily Telegraph, и бизнесмен Билл Браудер — самопровозглашенный враг Путина номер один. Не обязательно смотреть фильм, чтобы понять, какой будет основная мысль, протянувшаяся красной нитью сквозь весь хронометраж.

И все-таки, мы уже знаем детали сюжета. Картина начинается с 1933 года, когда журналист Гарет Джонс, позиционирующийся почти провидцем, пытается предупредить СССР о коварных планах Гитлера взять Польшу. То есть, уже самые первые кадры дают понять — это вымысел от начала и до конца. Хорошо известно, что Джонс относился к фюреру с большой симпатией.

И это было взаимно. Не случайно британец стал одним из немногих иностранных журналистов, летавших с Гитлером на одном самолете и имевших возможность брать интервью у лидеров национал-социалистической партии Германии.

Для тех времен, в общем-то, в этом не было ничего особенного. У Гитлера были весьма серьезные сторонники в том числе и на Туманном Альбионе. Например, Daily Mail можно смело окрестить одним из главных рупоров «нацизма» за пределами Германии.

Авторы фильмы пытаются изобразить Джонса героем, борцом за правду, который, несмотря ни на что, пытается проникнуть в закрытую УССР, чтобы лично убедиться в ужасах сталинизма.

При этом он сталкивается с серьезными трудностями и нежеланием советских властей впускать иностранных журналистов. На самом деле, Джонс в своих дневниках описывает, как он, в составе пула других иностранцев, неоднократно посещал целый ряд украинских городов до 1933 года и после.

Видел ли настоящий британский журналист украинский голод, сказать сейчас сложно. Судя по его записям, он не бывал дальше Харькова. При этом он неоднократно описывал цены на провизию, а это означает, что купить еду все-таки было возможно.

Свои истории о «страшном голоде» он, видимо, основывал на слухах и кривотолках коллег, не называя их имена. Именно поэтому эти сведения мало кто воспринимал как достоверные.

Однако отсутствие подтвержденных фактов не помешало авторам картины поведать о преследовании милиции, горах трупов и даже «каннибализме по ошибке» самого Джонса. Мальчик Коля стал для него обедом, о чём сам несчастный журналист не подозревал.

Последнее возмутило родственников Джонса, также получивших благодарности от создателей фильма в титрах. Внучатый племянник журналиста Филипп Колли опроверг множество сцен киноленты. Более того, Колли рассказал, что испытал шок даже от предварительного «сырого» сценария.

Авторы признавали, что не претендуют на историческую достоверность, но убеждены, что их цель — показать, что реальный «Голодомор» оправдывает некоторые искажения действительности через личность журналиста.

Кроме того, Колли обратил внимание на чрезвычайно антироссийские отсылки фильма. Так, в «Мистере Джонсе» показывают, как у крестьян отбирают зерно, чтобы отправлять в Москву, которая якобы жирует. Реальный Джонс утверждал, что голод царил почти на всей территории Союза, а следовательно, никакого геноцида по отношению к УССР нет.

И можно было бы не обращать столь пристального внимания на массу исторических вымыслов, несоответствий и просто абсурда. Однако авторы картины настаивают на правдивости своего детища. Более того, сценарист Андреа Халупа и вовсе считает, что совершила героический поступок, так как «говорить правду об истории — значит исцелять».

Напоследок отмечу, что польская режиссёр «Мистера Джонса» Агнешка Холланд удостоилась на Украине ордена Княгини Ольги. Соответствующий указ подписал сам президент страны Владимир Зеленский. В нем отмечается, что орден выдан за «деятельность, направленную на освещение правды».

А ведь кто-то по-прежнему считает, что история одна, и никакой информационной войны не существует. А тут вон как — сходишь в кино и переосмыслишь все, что знал до... Опасно.

Андрей Васильев, специально для «Русской Весны»