Газовая война России и Украины: кто же побеждает?

Газовая война России и Украины: кто же побеждает?

Уважаемые товарищи, главным событием уходящего года стала состоявшаяся впервые с 2016 года встреча «нормандской четверки» в Париже 9 декабря.

По Донбассу никаких особо примечательных решений в Нормандии принято не было, и фактически всё остаётся по-старому. Вялотекущая война и продолжение нудных и бессмысленных минских и нормандских посиделок.

Однако основной целью этой встречи было не прекращение войны, а решение газовых вопросов, поскольку в конце сего года заканчивается 10-летний контракт по поставкам и транзиту российского газа.

Напомню, что в январе 2009 года Тимошенко и Путин подписали 2 контракта сроком на 10 лет — контракт на поставку газа для Украины и контракт о транзите газа через территорию Украины для Европы.

Базовая цена за 1 тыс. кубометров газа устанавливалась на уровне 450 долл., а ее пересмотр должен был осуществляться ежеквартально, в связи с привязкой цены газа к средней цене нефти за 9-месячный период.

По тем договорам «Нафтогаз» обязывался покупать 52 млрд кубометров газа ежегодно (для сравнения: в 2017 году Украина импортировала только 14,1 млрд кубометров в дополнение к собственной добыче).

В случае недобора этих объемов (приобретение менее 94% контрактных объемов) применялась санкция «бери или плати». А «Газпром» обязался прокачивать как минимум 110 млрд кубометров транзитом по территории Украины в Европу.

Но окончательные объемы прокачки не оговаривались, в контракте было сказано, что все будет зависеть от спроса со стороны ЕС. Если он снизится, например, по причинам теплой зимы, то штрафа за снижение объемов прокачки не будет.

При этом тариф на транспортировку газа в Европу фиксировался на 10 лет в обмен на 20% скидку на газ, действовавшую только в 2009 году. Независимо от цены газа, ставка транзита оставалась бы для Украины одинаковой.

Таким образом, в 2009 году в течение года цена варьировалась от 198,34 долл. до 360 долл. за 1 тыс. кубометров.

Уже в 2010 году, несмотря на скидки «Газпрома», фактическая цена газа для Украины составляла 330 долл. за 1 тыс. кубометров.

Для снижения цены на 100 долл. за 1 тыс. кубометров Янукович согласовал так называемые «харьковские соглашения», обменяв скидку на базирование Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года.

Еще одну 30-процентную скидку Янукович «выбил» в 2013 году, согласовав с РФ кредит на 15 млрд долл. Украина успела получить только первый транш в декабре 2013 года, который составил 3 млрд долл. (евробонды Януковича). Также ожидалось, что будет создан консорциум с «Газпромом» по управлению украинской ГТС.

С 2014 года, после фашистского путча и смены руководства НАК «Нафтогаз Украины», началась судебная тяжба по контрактам по поставке и транзиту газа между украинской компанией и «Газпромом».

После всех уточнений по контракту по поставкам газа «Нафтогаз» потребовал от «Газпрома» 30,3 млрд долл., а «Газпром» у «Нафтогаза» — 47,1 млрд долл.

По контракту относительно транзита украинская сторона требовала 12,3 млрд долл. с процентами (16 млрд долл.). В том же году «Газпром» отменил все скидки, с апреля 2014 года цена на газ должна была составлять 485,5 долл. за тыс. кубометров.

До ноября 2015 года цена на газ и объемы закупок согласовывались в трехстороннем формате Украина - Еврокомиссия - РФ путем подписания соответствующих дополнительных соглашений к основному договору.

Отмечу, что построенная в советское время украинская ГТС включает в себя магистральные газопроводы протяжённостью 37,6 тыс. км и 71 компрессорную станцию. Пропускная способность ГТС на границе с Россией составляет 288 млрд куб. м в год, а со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год.

Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших ГТС в мире.

После преступного развала СССР Украина не проводила модернизацию ГТС, в результате чего изношенными оказались свыше 85% оборудования и 70% скважин. В 2011 году британская компания «Mott MacDonald» оценила необходимый ремонт примерно в $4,8 млрд.

По оценке аудиторской компании «Ernst & Young», украинская ГТС стоит около 328 млрд грн ($12,6 млрд).

«Газпром» несколько раз предлагал украинской компании передать ГТС в его управление, но стороны так и не смогли достичь согласия. Украина постоянно меняла оценку своей «трубы» — от $5 млрд до $20 млрд.

Украинская ГТС длительное время служила инструментом для шантажа России. Например, в январе 2009 года в результате действий Киева в странах ЕС начались проблемы с поставкой голубого топлива (воровство газа).

В связи с этим Россия стала разрабатывать проекты по строительству газопроводов «Северный поток» и «Турецкий поток», которые идут в обход территории Украины.

Вообще, надобность в украинской ГТС снизилась после того, как в 2012 году был достроен и введен «Северный поток» — напрямую в Германию. В итоге «Газпром» снижал прокачку до 80 — 93 млрд куб.

Но и «Нафтогаз» четко условия контрактов не выполнял, остановив в 2015 году закупки российского газа по политическим мотивам (зоологическая русофобия бандеровской хунты).

Напомню, что после обсуждения в Париже Путиным с Зеленским новых газовых контрактов (в нормандской делегации, кстати, были министр энергетики Украины Алексей Оржель и исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко, а также министр энергетики России Александр Новак и глава «Газпрома» Алексей Миллер) и прошедшей 19 декабря в Берлине встречи Оржеля с министром экономики и энергетики Германии Петером Альтмайером, 20 декабря в Минске состоялись переговоры представителей Украины, РФ и Европейской комиссии.

Стороны подписали протокол об урегулировании юридических разногласий и мерах по продолжению поставок газа через ГТС Украины с 1 января 2020 года.

Согласно договоренностям, контракт на транзит российского газа будет подписан сроком на пять лет с возможностью пролонгации еще на 10 лет. Также РФ в конце декабря выплатила Украине $2.9 млрд деньгам.

Откуда взялась эта сумма? Напомню, что 28 февраля 2018 года стокгольмский арбитраж удовлетворил иск «Нафтогаза» к «Газпрому» о недостаточных объемах транзита на сумму $4,63 млрд.

С учетом того, что арбитраж подтвердил долг украинской стороны за поставки газа в размере более $2 млрд, «Газпром» должен был выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд плюс пеня, насчитанная с 1 марта 2018 года.

Добавлю, что 27 ноября 2019 года Апелляционный суд округа Свеа в Швеции отклонил апелляцию «Газпрома» на вердикт стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом» в части принципа «бери или плати» и запрета на реэкспорт российского газа.

Однако стороны 20 декабря договорились о том, что с 1 января обнуляются все прочие взаимные претензии и будут сняты аресты имущества в счет принятых решений по судебным искам.

По словам Миллера, «Газпром» подпишет с «Оператором ГТС Украины» межоператорское соглашение, а «Нафтогаз Украины» — транспортное соглашение на бронирование мощностей газотранспортной системы.

Таким образом, «Нафтогаз» выступит агентом «Газпрома» при организации транзита и примет на себя риски переходного периода.

Миллер пояснил, что транспортные мощности будут забронированы на пять лет в объёме 225 млрд куб. м, в том числе 65 млрд куб. м на 2020 год и по 40 млрд куб. м на последующие годы «при условии установления конкурентного тарифа».

Отмечу, что вчера, 30 декабря, после 4-дневных переговоров в Вене, «Газпром» и украинская сторона подписали комплект контрактов и соглашений — пакетную сделку, восстанавливающую баланс интересов сторон. Документы приобретают юридическую силу с 30 декабря и обеспечивают транзит газа из России через Украину после 31 декабря.

При этом интересно, что 20 декабря США приняли военный бюджет, содержащий санкции в отношении строителей проекта «Северный поток — 2».

Американцы, с одной стороны, хотят переключить ЕС на покупку их сланцевого газа, более дорогого и сложного в транспортировке, нежели российский, и таким образом подзаработать.

А с другой стороны, янки желают застолбить свое геополитическое влияние на Европу — типа они пригрозили санкциями, и ЕС пошел у них на поводу, и также хотят максимально ослабить РФ и оторвать ее от старушки Европы.

По данным некоторых политологов, именно США организовали Евромайдан и санкционировали войну на Юго-Востоке для того, чтобы максимально дестабилизировать ситуацию на Украине, по территории которой газ идет из России в ЕС, максимально разругать Украину с РФ, и таким образом попытаться отвадить Европу от использования российского голубого топлива.

В ответ на угрозу санкциями трубоукладчик «Северного потока — 2»,швейцарская компания Allseas, 21 декабря прекратила строительство и 23 декабря вывела из Балтийского моря суда (которые занимались строительством газопровода). То есть, Швейцария испугалась американских санкций и, трусливо поджав хвост, фактически сбежала…

Некоторые политологи считают, что, мол, заключение такого вот нового газового контракта с Украиной, особенно на фоне американских санкций против «Северного потока — 2» и демарша Allseas — это явная победа ЕС и его союзников над российской элитой, поскольку, согласно новому контракту, Россия якобы будет платить миллиарды «рэкетиру» за право продавать российский газ в ЕС.

С моей же точки зрения, этот газовый договор, ставший главным результатом «нормандской встречи» в Париже, не является неким проигрышем России. Это взаимовыгодный межимпериалистический договор капиталистов.

Так, Россия продолжает поставлять газ Европе через украинские ГТС, и при этом количество передаваемого через Украинскую ГТС «голубого топлива» не 110 млрд кубометров в год (как это было в предыдущем контракте), а лишь 65 в 2020 году, и потом по 40 в последующие 4 года. А остальное она, вероятно, будет подавать через те же «Северные потоки — 1 и 2» (последний, несмотря на санкции США, всё-таки будет достроен в 2020 году).

Кроме того, по сообщению министра энергетики и природных ресурсов Турции Фатиха Донмеза, 8 января власти Турции запустят газопровод «Турецкий поток», который заберет на себя порядка 15 – 16 млрд кубометров газа, которые транзитируются сейчас по южному направлению через Украину).

Во-вторых, как 24 декабря заявил глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, РФ может за 1,5 - 2 года спроектировать и еще за 3 — 4 года построить российское судно-трубоукладчик, способное осуществлять такие работы, как прокладка газопровода «Северный поток — 2».

Кроме того, эту трубу (уже, кстати, сделано 2/3 проекта) может достроить парочка российских суден, одно из которых — трубоукладчик «Газпром флота» «Академик Черский» — сейчас находится в порту Находки (чтобы доставить это судно в пункт назначения, понадобиться одна неделя, а чтобы настроить оборудование и найти подходящий персонал, уйдет всего лишь два месяца).

Плюс, Россия вполне может и арендовать подобное судно где-нибудь «за бугром».

И, я думаю, в финансовом и организационном плане в этом деле Россию поддержит весьма заинтересованный европейский экономический гигант — Германия, заявившая уже после санкционной угрозы со стороны США, что, мол, «Северный поток — 2» будет доделан в 2020 году.

Отмечу также, что Александр Новак благодушно посоветовал Украине сокращать пропускную способность газотранспортной системы и снижать затраты на ее содержание.

По словам Новака, Россия ещё никогда не отказывалась в целом от использования этой газотранспортной системы. Но, конечно, она вряд ли будет использоваться в таком объеме, как раньше.

По мнению экспертов, решение Стокгольма в пользу Украины было политическим, однако после запуска «Северного потока — 2» поддержка судебных исков Украины со стороны судебных властей в Европе прекратится.

Политологи считают, что это было частью игры, частью давления на Россию через судебные власти. Мы все уже видели историю с Данией, которая долгое время откладывала вопросы, связанные с прокладкой трубопровода «Северный поток — 2» по ее территориальным водам. И они дали согласие в последний момент.

При этом некоторые российские политологи, сокрушающиеся по поводу того, что, мол, Россия данным газовым контрактом чуть ли не будет субсидировать Украину, не отдают себе отчёта в том, что 3 миллиарда баксов, которые «Газпром» выплачивает «Нафтогазу» по решению стокгольмского арбитража — это для России с её зажравшимися олигархами «капля в море».

Тем более, стороны по требованию России отказались от остальных финансовых претензий, в частности Украина убирает свой иск в 12 миллиардов долларов, который она выдвинула «Газпрому» в стокгольмском арбитражном суде в июле 2018 года, требуя увеличить транзитный тариф на 2018 - 2019 годы.

Во-вторых, три миллиарда по стокгольмскому арбитражу, которые РФ выплатила Украине, полностью нивелируются 3 миллиардами баксов, которые Украина обязана выплатить России по решению Лондонского Высокого Суда.

Напомню, что речь идёт о евроболигациях на 3 миллиарда баксов, которые Украина выпустила ещё при Януковиче 20 декабря 2013 года (со сроком погашения в 2015 году и ставкой купона 5%).

Эти бумаги были размещены российским инвестиционным банком «ВТБ Капитал» на Ирландской фондовой бирже. И эти евробонды официально выкупил Фонд Благосостояния России — так что эти три миллиарда — государственный долг Украины перед Россией!

А в декабре 2015 года украинское правительство ввело мораторий на выплату долга по этим бондам (типа это долг Януковича, а не киевской постмайданной хунты). Хотя МВФ в 2017 году признал этот долг суверенным и государственным! А российский Минфин подал иск в Высокий Суд Лондона, который летом 2017 года обязал Украину выплатить этот долг, неосуществленный купонный платеж (75 миллионов долларов) и штрафные проценты.

В-третьих, Украина, наверное, будет покупать российский газ напрямую, со скидкой в примерно 25% (как я говорил выше, с осени 2015-го Украина по политическим причинам не импортирует природный газ по контракту с «Газпромом», закупая газ на своей западной границе).

И это в принципе гораздо выгоднее для России, нежели нынешняя ситуация, когда Украина покупает тот же российский газ «реверсом» у ЕС за большие деньги, и при этом наваривается Европа.

Кстати, по оценке главы правления «Газпрома» Алексея Миллера, из-за закупок голубого топлива по «реверсу» страдают рядовые потребители на Украине, которые переплачивают порядка 20%.

Кстати, по данным экспертов, «реверс», то есть прокачка европейскими странами российского газа по той же трубе на Украину в обратном порядке — это фикция, так как технически это сделать невозможно, пока газ прокачивается украинской ГТС из РФ в Европу.

Иными словами, Украина, якобы отказавшись от российского газа на словах, на самом деле закупает его же в Европе и отбирает в свои хранилища по дороге из России.

А, по словам Путина, газ идёт в Европу, а ответвления от транзитных газовых труб идут на всю территорию Украины. То бишь, газ берётся в обычном режиме, а потом по бумагам пишется, что это реверс.

Кроме того, и по длительности контракта стороны прошли к компромиссу. Украина требовала 10 лет, Россия — один год (за год она изначально собиралась достроить «Северный поток — 2»), но в итоге стороны «добазарились» на 5 лет.

При этом следует отметить, что за 5 лет, по словам Оржеля, Украина заработает на транзите 15 млрд, что превышает 12 млрд, которые она потенциально могла бы выиграть в стокгольмском арбитражном суде (ещё далеко не факт, что выиграла бы).

Так что и овцы целы, и волки сыты…

Таким образом, Россия согласна и сохранить дальнейший транзит через Украину (помогает вот уже 6 лет «воюющим» с нею «братишкам-славянам» — супер-пупер альтруизм), и часть голубого топлива пустить в Европу через «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» (строительство которого «Газпром» возобновил еще в июле).

А ЕС, я полагаю, учитывая договороспособность России, скорее всего, не пойдёт на поводу у американских санкций и закончит строительство «Северного потока — 2».

Вообще, для РФ газ через Украину доставлять короче и быстрее. Нет моря, и этот трубопровод гораздо дешевле обслуживать. Поэтому прокачка по альтернативным путям может оказаться даже дороже, чем прокачка через Украину.

Плюс украинский рынок — перспективный, и я понимаю «Газпром», который не хочет его терять.

Если он его потеряет, то запустит туда американцев со сжиженным природным газом (СПГ) и Польшу, которая не откажется от газа из РФ, а американский СПГ для себя будет перепродавать с наценкой на Украину в пиковые промежутки.

Следует также отметить, что в соответствии с так называемыми европейскими стандартами на Украине к 17 ноября полностью осуществили анбандлинг «Нафтогаза» — это отделение деятельности по транспортировке природного газа (деятельности оператора ГТС) от добычи и поставки природного газа и электрической энергии.

Закон № 264-ІХ о разделении деятельности по транспортировке газа был принят в середине ноября, а с 1 января ГТС полностью перейдет из-под контроля «Нафтогаза» к частному акционерному обществу «Магистральные газопроводы Украины».

Теперь одна и та же личность не имеет права осуществлять прямой или косвенный контроль над предприятием по производству или поставке и в то же время осуществлять прямой или опосредованный контроль или любое право над оператором газотранспортной системы или газотранспортной системой, или наоборот.

Первой и самой главной причиной начала процесса анбандлинга в «Нафтогазе» является дальнейшее недопущение возможности для совершения чиновниками коррупционных действий и уничтожения любых коррупционных мотивов.

Новый оператор ГТС должен получить независимость не только от «Нафтогаза», но и от других потенциальных сфер влияния, например, поставщиков и органов государственной власти. При этом закон «О рынке природного газа» предусматривает, что до 49% активов нового оператора ГТС может принадлежать иностранным представителям.

Таким образом, «Нафтогаз», а в целом и Украина, просто не желают нести полную ответственность за все, что влияет на транспортировку газа через магистральные пути. Всё это они отдают в распоряжение ЕС, а сами просто намерены срывать купоны.

Как, кстати, заявил экс-глава МИД Украины Климкин, украинская газотранспортная система способна сохраниться только под монополией западного капитала, и поэтому нужно затянуть европейский консорциум в украинскую ГТС, или европейский, или американский.

Кроме того, Украина настаивает, чтобы газ закупался на ее восточной границе, то бишь с РФ, а не с Европой, как это происходит сейчас, а транзитные тарифы рассчитывались бы по европейской методологии.

Правда, для «Газпрома», который имеет долгосрочные контракты, это приведет к головной боли, потому что в контрактах прописаны точки передачи газа. Значит, нужно переходить к вопросу пересмотра контрактов, чего делать сильно не хочется, поскольку, как правило, это ведет не только к пересмотру точки передачи, но и к изменению ценовых условий поставки.

Стоит напомнить, что еще в 2017 году «Газпром» ответил на предложение Киева перенести точку учета транзита газа с западной на восточную границу Украины: «Газпром» передает газ европейским покупателям по условиям, указанным в договорах, и эти условия не имеют отношения к Украине».

Дело в том, что Киев также хочет контролировать поставки российского газа в Европу и делать это именно на границе с РФ. А «Газпром» же стремится к контролю всей цепочки — от газовой скважины до потребителя («Газпром» де-факто сейчас частично контролирует украинские газовые хранилища и ГТС).

С одной стороны, перенос точки оплаты поставок выгоден и Москве. Дело в том, что в ходе газовых войн 2008 — 2009 гг., когда ряд стран Европы на несколько зимних дней практически остались без российского газа, Евросоюз обвинил в этом Россию, как ответственную за поставки.

Хотя проблема тогда была в том, что «Газпром» в начале января 2009 года остановил транзит через Украину из-за несанкционированного отбора транзитных объемов. Перенос пункта закупки газа на российско-украинскую границу сразу снял бы вопросы по транзиту и угрозе несанкционированного отбора газа. Кроме того, у Киева исчезнет возможность давить на Россию по поводу цен на газ,

Напомню также, что еще летом «Нафтогаз» предложил «Газпрому» заключить контракт не на услуги транспортировки, а на «своп» газа. Таким образом, российская сторона будет передавать Украине определенный объем газа на границе Украина - РФ, после чего Киев будет передавать точно такой же объем газа на границе Украина - ЕС.

Иными словами, Украина может взять обязательства на прием российского газа на границе и его возврат на границе с Евросоюзом. По сути, это тот же завуалированный перенос точки приема газа.

Однако при таком вот свопе плата за транзитные услуги будет регулярно расти, при этом ценовая политика на газ в Европе, наоборот, будет двигаться в сторону наиболее либерального ценообразования. При этом вряд ли «Газпрому» удастся сэкономить на этом контракте: Украина будет добиваться существенных объемов прокачки любой ценой, так как для ее экономики доход от такого контракта является жизненно важным.

Если же продавать газ Украине, а она дальше в Европу, то де-юре начнётся прямой шантаж РФ с целью снижения цены. При этом европейцы будут всё валить на Киев.

Кроме того, есть в вопросе переноса точек передачи газа и геополитический аспект. Так, речь идет об экспорте газа за пределы страны.

На заре поставок газа в Западную Европу все договоренности Советский Союз осуществлял с Западом напрямую. И, хотя на пути его доставки потребителям лежали Чехословакия, Польша, ГДР, они было чисто транзитными странами. Передача газа осуществлялась на западной границе стран Варшавского блока.

Т. е. де-факто тем самым мы обозначали свою границу. А после распада СССР страны Восточной Европы были включены в орбиту влияния Запада, и точка передачи газа сместилась на границы бывшего СССР, тем самым косвенно закрепив изменение статуса-кво.

Однако, несмотря на то, что Украина и Белоруссия уже почти 25 лет как бы независимы, газ РФ отдаёт западным партнерам напрямую на границах бывшего СССР, обозначая свою зону влияния. А, начав передавать газ на границе с Украиной, РФ как бы закрепит новую реальность — Запад откусил еще немного наших земель.

Сейчас проблемы транзита через Украину — проблемы РФ. Но, учитывая реальность, сейчас РФ с Киевом вынуждена миндальничать.

Если обеспечение надежности транзита станет зоной ответственности Запада, то они миндальничать не будут и под этим предлогом войска НАТО быстро окажутся в районе Харькова.

Таким образом, отодвигание границы передачи газа на восток является в реальности движением в направлении перехода контроля за путями доставки, распределения, а впоследствии и добычи газа, в руки Запада. Принимая энергопакеты, они уже закладывали предпосылки для этого, прикрываясь антимонопольными домыслами.

Поэтому Россия ни в коем случае не должна допускать переноса точек передачи газа!!!

Бенес Айо, активист Компартии ДНР, СКП КПСС и «Другой России», специально для «Русской Весны»