Ад на земле: журналист рассказал об ужасах жизни в Конго и зверствах украинских моряков (ФОТО)


Фото: Андрей Молодых

В пробке полно времени, чтобы вспомнить, что ты забыл купить. И в тот же момент это что-то уже настырно лезет в окно твоей машины. Сначала это жутко напрягает, а потом привыкаешь и оказывается, что это очень удобно.

— Миш, как думаешь, почему у вас кругом грязь? Столы грязные, стулья, мусор везде валяется?

— Это менталитет такой. Знаешь, что говорят люди, когда слышат, что нельзя есть в грязи? Они говорят, что микробы не убивают конголезцев.

В регионе, где сейчас вспышка Эболы, здоровых людей пытаются перевезти из карантинной зоны. Местное население очень недовольно такой вынужденной миграцией.

Поэтому местные нападают на врачей. По статистике эти нападения случаются чаще, чем нападения повстанцев или исламистов. Люди не верят врачам, они не верят в Эболу. Зато люди здесь верят в чудеса. В ДР Конго очень популярны истории оживления, колдуны-целители, бизнес-колдуны, интернет-колдуны и прочие чудотворцы. Побег на корабле в богатую и счастливую страну — это тоже вера в чудо.

Все понимают всё

Новейшая история ДР Конго начинается с геноцида в соседней Руанде в 96-м году. Сначала хуту убили сотни тысяч тутси. Потом тутси восстали и убили сотни тысяч хуту. В итоге в Конго устремился поток беженцев, причем как тутси, так и хуту.

Полковник Мобуту, виновник мученической гибели известнейшего в Советском Союзе основателя государства Патриса Лумумбы, президент с 30-ти летним стажем, симпатизировал хуту — поэтому победившие в Руанде тутси решили зайти в Конго и уничтожить военные лагеря хуту. Формально это выглядело так, как если бы Украина напала на Россию — мышь бросила вызов слону.


Фото: Андрей Молодых

Ходишь вечером на дело с мачете в рюкзаке: отбираешь у прохожих мелочь. Часто такие вылазки заканчиваются смертельным исходом. Если «мирные» жители ловят кулуна, то они не дожидаются полиции, а устраивают суд линча — надевают на пацана несколько покрышек, обливают бензином и поджигают. Если вежливо попросите, в полицейском участке, вам покажут целые стопки фотографий заживо сожженных людей. Я без труда пойму любого, кто скажет, что хочет сбежать отсюда.

Инспектор Шарль — глава полицейского участка Нзанзы, в углу его кабинета стоит «букет» из мачете и палок с гвоздями — это изъятое на улице оружие.

— В чем сложность установить здесь порядок? Вы же знаете всех в районе.

— Они тоже нас знают. Их предупреждают заранее о нашем визите. Но проблема даже не в том, чтобы поймать этих парней. Мы их ловим, а через пару недель они выходят из тюрьмы и возвращаются сюда. Достаточно собрать взятку для судьи и все — состава преступления нет.

Дьяволы тоже хотят в рай

Районная полиция в Нзанзе относительно «честная». Хотя слова «честный» и «мирный» в отношении этого места употреблять сложно. Торговцы говорят, что они делают отчисления за охрану бизнеса, но в сравнении с административными отчислениями за легальное ведение бизнеса, это — копейки. Дорожная полиция собирает деньги намного наглее — наш водитель вытягивает руку из окна на каждом перекрестке. Он, конечно, пытается сказать, что платил на предыдущем, но это не работает.

Коррупция в ДР Конго — не искажение государственной системы, а сама система. Создателем ее считается полковник Мобуту. Он национализировал иностранные компании, которые потом отдавал своим родственникам. Жил в роскоши, строил себе дворцы и летал в Европу на Конкорде. США поддерживали Мобуту во времена холодной войны ради удобного антисоветского плацдарма в центре Африки. Когда СССР распался, Мобуту просто перестал быть нужным Штатам и сбежал, но система осталась.


Фото: Андрей Молодых

— Она, представляешь, ребёнка бил. Низя ребёнка бить, а она бил. Я ей говорю, что низя, а она говорит, что он не слушается. Вот этим бил.

Миша показывает кусок толстого провода. У меня отвисает челюсть. Не потому, что удивляет жестокое обращение с детьми — я здесь постоянно вижу затрещины детям. Миша сорвался и побежал спасать чужого ребенка от побоев — увидеть такое в Нзанзе подобно чуду.

Ключ от всех дверей

Порт Матади в народе называют «Деревня отцов». Бланконе рассказывает, как он работает в порту, точнее, как ворует и готовится к побегу. Порт Матади в народе называют «Деревня отцов» — там все возможности, чтобы прокормить семью. Бланконе ходит в порт каждый день. Приходит где-то в 12 дня или раньше и торчит там, пока не возьмет то, что ему нужно.

— Рис, мука, мясо, курица, рыба — там есть всё.

Бланконе интересуется русским, но знает плохо. Русский знать выгодно — можно получить хорошую должность в порту.

— Африка х***я. Нет возможности. Африка нету работа. Кушать нету.

— А где ты хочешь жить?

— В Америке.

— Там жесткая миграционная политика. Даже если ты доплывешь до США, «нету работа» и «нету кушать» тебе не обеспечат статус беженца.

— Я расскажу им, что приехал из Африки и что за мной охотится государство, потому что я хожу в Черную церковь.

В начале двадцатого века, Конго стала колонией Бельгии, то есть теперь она принадлежала стране, а не одному человеку — королю Леопольду Второму. Протекторат Бельгии длился до шестидесятых. За это время самое интересное, что случилось со страной — это Симон Кимбангу, бывший христианский священник, националист и сепаратист, который, по сути, первым сформулировал лозунг «Конго — для конголезцев».

Кимбангу продвинулся намного дальше, чем просто национализм, он объявил себя черным Иисусом, власть белых — властью Сатаны и чуть не поднял восстание. Бельгийцы даже не решились его казнить, чтобы не делать из него святого мученика. Ближе к 60-м Кимбангу скончался в тюрьме и все-таки стал святым. Кимбангу — ключ от всех дверей в Африке.


Фото: Андрей Молодых

Черная церковь (Эглиз де нуар) — это ответвление от кимбангизма. После смерти Кимбангу стал святым, а его мысли превратились в религиозное учение. Между Кимбангизмом и Церковью черных произошел раскол. И те, и другие подвергались гонениям и уходили в леса. Сейчас, кстати, нет острого конфликта государства и Черной церкви. Но, вероятно, эта история работает для получения статуса беженца в Европе.

Мир глазами крысы

Бланконе уже четыре раза убегал из Конго. Все время его обнаруживали члены экипажа. Однажды его поймали русские и отправили домой без проблем. Но встречаются разные экипажи. Ходят слухи о жестоких экипажах, которые сразу убивают.

— Какие экипажи самые жестокие?

— Украинцы самые жестокие. Они связывают руки и начинают бить. Русские не били. Я всегда изучаю, какой экипаж на корабле. К украинцам не сяду ни за что. Они сажают в трюм и кормят один раз в день. Мой друг с тремя товарищами спрятались на корабле с украинским экипажем. Их нашли и выбросили в море. Выжил только мой друг.

— Как ему удалось выжить?

— Он схватил пустую канистру перед прыжком и держался на воде два часа — его спасли.

Нелюбовь экипажей к крысам объясняется тем, что беглецов отправляют домой за их счет. Некоторые компании штрафуют капитанов, которые привозят гостей. Некоторые увольняют капитанов, которые вовремя не избавились от нелегальных пассажиров.

— Китай, Украина, Корея — они жадные, не любят тратить деньги. Русские могут побить, но потом кормят и дают работу на корабле.

— А кто хорошие?

— Филиппинцы очень хорошие люди. Все мечтают бежать на корабле с ними. Они не бьют, не держат в трюме, питание трехразовое.

Ад на земле: журналист рассказал об ужасах жизни в Конго и зверствах украинских моряков (ФОТО)

Фото: Андрей Молодых

— Сколько ты уже накопил на побег?

— Пока ничего.

Когда я пришел к Ройко в гости, в его доме молился сосед-мусульманин. Ислам только-только заходит в ДР Конго. Как правило, хорошо приживается в бедных кварталах вроде Нзанзы. Сам Ройко не мусульманин, он — кимбангист.

— Ты нормально уживаешься с мусульманами?

— Да — хорошо. Это — мои братья. Я только не смотрю, как они молятся и едят.

— Почему?

— Мусульмане, как колдуны. У них много своих практик. Люди им сейчас доверяют.

— Что за практики?

— Ну, например, они делают аборт так, что никто не заметит. Или на футболе могут нагнать порчу на другую команду. Я видел, как они делают аборт: капают на тарелку три капли крови, потом молятся и живот спадает на глазах.

— Это прям чудо.

— Да — чудо.

— Почему ты не переходишь в ислам?

— Потому что я — африканец. А Кимбангу отправил сам бог, чтобы помогать всем черным. Чтобы они были свободными.

— Почему правительство против Черной церкви?

— Потому что государство работает с европейцами и американцами, им выгодно нас обманывать их верой. Государство понимает, что Черная церковь откроет населению глаза на истину и свергнет правительство. Поэтому они загоняют людей в леса, арестовывают их.

— В чем истина Черной церкви?

— Они открывают глаза африканцам на традиции, которые были до прихода европейцев. Они обучают тому, что в Африке есть свой бог. Надо молиться именно ему, чтобы Африка не была бедной. Когда все будут ему молиться, Африка станет богаче Европы.

— Почему тогда вместо молитв ты бежишь?

— Государство не перестанет нас преследовать. Там, в Европе, я найду работу, а молиться буду своему богу, и он мне поможет достичь успеха.

— Не боишься, что белые решат, что твоя черная церковь для них опасна?

— Нет. Наша церковь не против белых, она против богов белых.


Фото: Андрей Молодых

Мишины мама, братья и сестры живут в Нзанзе. Миша даже строит дом в Нзанзе, с видом на реку Конго, тюрьму и порт. Хотя сам живет в Киншасе.

— Зачем тебе дом в этом месте?

— Я здесь родился, первый дом должен быть там, где родился.

— Мне намного проще понять, как можно хотеть отсюда уехать, чем понять, как можно хотеть здесь строить дом?

— Мне здесь нравится — это мой город, мой район.

— Ты же начинал в этом же самом порту?

— Да я сначала работал-грузил, потом научился русский и стал помогать экипаж.

— Ты никогда не пытался сбежать?

— Нет. У меня был много друзей русский, я бы смог с ним договориться, но я никогда не хотел.

— Почему?

— Брат, не знаю. Здесь можно больше добиться.

Человек-медуза

Эрик Мовунгу, человек с принтом Медузы Горгоны на груди, хоть и начальник по подбору персонала в порт — никого в порт не набирает. Потому что персонал в порт набирает частное агентство.

— Я набираю, конечно. Но набираю уже набранных агентством.

— Мы вот только что из Нзанзы, там разговаривали с мужиками о том, как попасть на работу в порт, и они жалуются, что вы берете только «своих». Это так?

— Да-да-да, сам я об этом ничего не знаю, но работники агентства, с которым я работаю набирают только своих. Это так. И имеют процент от их зарплаты.

— То есть вот так прийти с улицы и устроиться на работу нельзя?

— Это по-другому работает. Допустим, в агентстве есть человек, который живет в Нзанзе. Он знает там всех людей: кто вор, кто бандит, кому можно верить, кому нет. Такому человеку доверяют набрать грузчиков и, если кто из нанятых им людей будет воровать, то спросят с него.

— Вы говорите, что агенты по персоналу берут часть зарплаты персонала себе, разве это законно?


Фото: Андрей Молодых

— Как вы ходите в туалет в трюме?

— Пластиковые пакеты. Мы ссым и срем в пакеты, потом заворачиваем их в другие и складываем в трюме. Это важно, чтобы не было запаха и нас не обнаружили.

— У вас столько рисков быть обнаруженным, кому-то реально удается пробраться в Европу?

— Некоторые попадают туда с первой попытки. Я тоже попаду. Бог откроет для меня все дороги. Я верю, что Кимбанга мне поможет.

— А что ты там будешь делать?

— Работать водителем.

— Но здесь ты не работаешь водителем, а воруешь.

— А там буду водителем.

— Почему ты так уверен, что найдешь там работу и будешь получать нормальные деньги?

— Та ла ньока!

— Что?

Бланконе с ногами запрыгивает на ограду железнодорожного моста, тычет пальцем мне за спину и кричит: «Та ла ньока!» Я оборачиваюсь и вижу, как на меня на большой скорости ползет здоровая змея. Мы с Мишей тоже заскакиваем на ограждение. Змея проносится мимо нас и бросается с моста в воду.

— Кимбанга мне поможет, — Бланконе смотрит туда, где исчезла змея.

В гостях у Радуги

Мы в гостях у Мари Мбумбы. Мари — пастор Черной церкви в Нзанзе. Фамилия Мари переводится с киконго, как «радуга».

— Вот и сбылось пророчество.

— Какое?

— Мне было видение, что придет белый и будет спрашивать о нашей черной церкви.

— Давно вы знали, что я приду?

— С января, по-моему. Мы всегда знаем о том, что есть, что было и что будет. Наши святые нам рассказывают обо всем.

— Что ваши святые рассказывают вам о России?

— Вы все время кого-то убиваете. Ещё у вас пожары. Бог дает вам знак, что конец близок.

— Я сегодня утром смотрел какой-то французский канал — там тоже рассказывают о пожарах в России и о том, как полиция бьет людей на митингах.


Фото: Андрей Молодых

Мы все посмотрели на огромную плазму Радуги — она занимает центральное место в комнате, рядом с портретом Симона Кимбангу.

— Есть четыре континента и на каждом континенте — четыре человека: Будда, Иисус, Магомед и Кимбангу. Для нас истинный пророк — Кимбангу. Бог создал вам белых Адама и Еву, а нам чёрных Мзалампанду и Кенгелюфуму — каждому континенту своё колено. Когда ты смотришь на небо — там есть много дверей, есть двери для ваших святых, есть для наших. Но Иисус не за нас — он помогает евреям, можешь ему молиться день и ночь, он не придёт. А Кимбангу придёт.

— Говорят, вашу церковь притесняет государство, это, действительно, так?

— Это началось с бельгийцев, они хотели убить Кимбангу. Они не хотели, чтобы католики и протестанты шли в Черную церковь.

— Но сейчас ваша власть не бельгийцы.

— Но наша власть же — христиане. Они не дают возможности строить наши церкви. Католики не дают нам развиваться. Да, притесняют меньше. Раньше нас загоняли в джунгли, сейчас не так. Государство поставило перед нами условие: купить лицензию на духовную деятельность. Но цена высокая. Ничего, пройдет время и останется только Чёрная церковь.

Нелюбовь к белым и метафизика Кимбангу родились не на пустом месте. В 15 веке в Конго приплыли португальцы и началась многовековая эпоха работорговли. В середине 19 века конголезцы подняли восстание против португальцев и победили. Но уже в конце 70-х 19-го века Свободное государство Конго стало частной собственностью бельгийского короля Леопольда Второго.

Такая просторная африканская дача, доставшаяся королю благодаря афере. По сути, это был самый настоящий частный ад на земле, в котором люди занимались добычей каучука и слоновой кости. Город Матади был основан как раз для удобной переправки ресурсов на мировые рынки.

Матади — это максимально верхняя точка на реке Конго, куда могут дойти морские суда. В качестве формы управления практиковалась кровавая диктатура. Поскольку Конго превратилось в огромную плантацию, основной формой наказания людей была не смерть, а нанесение физических увечий, чтобы человек был полезен как можно дольше.


Фото: Андрей Молодых

Судный день в Чёрной церкви описывается очень реалистично: война между чёрными и белыми. Европейцы и Американцы приедут убивать африканцев, потому что скоро в Африке будет хорошо жить. А в других мирах — плохо. Но белые проиграют эту войну, и все в мире будет наоборот. Пастор Радуга иллюстрирует руками эту информацию и показывает, что они нас поимеют.

Цена цивилизации

У Миши был друг из России — Магомед из Махачкалы. Магомед пытался продать корабль и жил полгода в Киншасе. Миша даже нашел покупателя в Анголе, но Магомеда не устроила цена. В общем, однажды Магомед собрал свои вещи и уехал домой. А хозяину гостиницы сказал, что его друг Миша заплатит. Миша заплатил за него 12 тысяч долларов. Корабль, кстати, заржавел и превратился в лом.


Фото: Андрей Молодых

Миша рассказывает мне эту историю, потому что Магомед звонил 5 минут назад, но не по поводу долга, конечно.

— Он мне говорит, что завтра надо в Киншасе встречаться с важными русскими. Пойдем со мной?

Встреча в Гранд Отеле, из-за пробок мы опаздываем и пересаживаемся из такси на мото-такси. Тормозим у парадного входа в отель. Первый порыв швейцара был забрать у нас байки, чтобы припарковать. И вот мы идем по лакшери Конго.

Мир Гранд отеля — это кусочек успешной Африки, с бассейнами, быстрыми официантами, дорогими бутиками, красивыми видами и нарочитой роскошью. Здесь едят вилками, а не руками, как обычно, не подают червей и змей, и можно заказать кофе. Это первое место, где я увидел европейцев, причем не просто туристов, а людей в вечерних нарядах.

— Здесь можно встретить всех людей из правительства.

— А что они тут делают?

— Е**т любовница.

Конечно, Гранд отель — это совсем не Конго. Это тоже — побег, место внутренней эмиграции для крыс с деньгами.

Обратно возвращаемся на байках. Рядом с Мишиным офисом нас встречает обычная уличная банда подростков.

— Не бойся, брат. Они мой офис охраняют. Сейчас буду им зарплату раздавать.


Фото: Андрей Молодых

Мы поднялись на второй этаж. Парни остались внизу. Миша переоделся в халат, достал сверток мелких денег и начал по одной запускать их с балкона. Ребята во все горло прославляют Мишу, а Миша продолжает кидать деньги. Он совершает маленькое чудо — денежный дождь. В этот момент Миша становится настоящим королем Конго, заместителем несуществующего государства. На время пока не кончится мелочь.