Нафтогаз расшифровал требования нового иска к Газпрому

Нафтогаз расшифровал требования нового иска к Газпрому
НАК "Нафтогаз Украины" в новом иске к ПАО "Газпром" потребует пересмотра тарифов на транзит газа с марта 2018 года до декабря 2019 года и уплаты ускоренной амортизации газотранспортной системы (ГТС) в случае прекращения транзита с 1 января 2020 года.

Об этом исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко написал в Facebook.

"Первое и самое главное, мы требуем пересмотреть транзитный тариф... Во-вторых, существенной составляющей наших расходов, включаемых в расчет транзитного тарифа, являются расходы на так называемую «ускоренную амортизацию» и «обесценивание». Стандартные подходы практически во всем мире предусматривают амортизацию основных средств (газотранспортной системы) в течение ожидаемого срока ее использования. Сейчас у нас нет достаточных оснований ожидать использования украинской газотранспортной системы для транзита после окончания текущего транзитного контракта 1 января 2020 года. Соответственно мы обязаны начислять амортизационные расходы и расходы на обесценивание в соответствии с ожиданиями прекращения транзита", - написал Витренко.

Он отметил, что право требовать пересмотра тарифа предусмотрено в самом транзитном контракте между Нафтогазом и Газпромом.

"Мы подготовили новый запрос о пересмотре тарифов, который бы удовлетворял все формальности (необходимо было экономическое обоснование, расчеты и т.п.) и отправили его в Газпром 13-го марта 2018 года. Именно с этой даты и до окончания контракта (1 января 2020 года) мы сейчас и требуем пересмотреть транзитный тариф", - отметил менеджер Нафтогаза.

По его словам, двусторонние переговоры с Газпромом о пересмотре тарифов не имели особого успеха, и поэтому теперь этот вопрос будет решать Стокгольмский арбитраж, что тоже предусмотрено контрактом между Нафтогазом и Газпромом.

"Мы рассчитали такой тариф вместе с авторитетными независимыми экспертами. Он определяется для каждой точки входа и выхода из украинской ГТС (так предусматривают европейские нормы). Но поскольку Газпром отказался применять новые тарифы, то сейчас логично говорить уже о компенсации за то, что пересмотренный тариф ни был применен. Фактически речь идет о разнице между тем, что мы получили за транзит, и что должны были бы получить по пересмотренным тарифам. Такая разница составляет 11,8 миллиарда долларов (плюс проценты). Именно такую сумму мы и требуем в качестве компенсации", - подчеркнул Витренко.

В рамках исковой суммы Нафтогаз будет требовать также уплаты за так называемую ускоренную амортизацию ГТС в случае прекращения транзита российского газа.
"Если упрощенно, то актив, который мог бы служить 30 лет, мы должны амортизировать за 2 года, так как потом он не будет использоваться... Таким образом, включение таких расходов в наш транзитный тариф является как обоснованным с точки зрения современных условий формирования тарифов на европейском рынке, так и справедливым по отношению к Газпрому", - пояснил исполнительный директор НАК "Нафтогаз Украины".

Также Нафтогаз требует от Газпрома 213 млн долларов (плюс проценты) компенсации за нарушение обязательств поставлять газ по контракту с марта 2018 года по сентябрь 2019 года, 202 млн долларов (плюс проценты) компенсации за нарушение Газпромом обязательств подавать газ для транзита не меньше 110 млрд кубометров в год в период с 1 января по 12 марта 2018 года и 33 млн долларов (плюс проценты) компенсации за несоблюдение Газпромом обязательств отбирать газ на точках выхода из украинской ГТС в пределах, предусмотренных контрактом.