Боль пенсионной реформы: почему пенсионеры в России все беднее и беднее

Пенсионная система, действующая в России, трещит по швам, а пенсионная реформа, призванная было ее «склеить» - видать, некачественна. Правда, «производитель» не спешит это признавать, хотя все уже сказано и вслух, и про себя – да даже в Госдуме. И далеко идти не надо: наши пенсионеры – это отражение эффективности этой системы, которую не хочется видеть в ванной по утрам.

Замкнутый круг реформ

Сконцентрируемся на сухих фактах – что было сделано и к чему это привело. Итак:



«Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы», введенная в 2013 году, ничем, кроме громкого названия, не прославилась. В этом расписалась аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.



Расчет пенсий по баллам не стимулирует россиян работать много – баллы выводятся рубль к рублю, и не дают никакой выгоды.



Отмена индексации пенсий работающим пенсионерам помогло снять груз с бюджета только на 35%. Чтобы достигнуть хотя бы 40%, нужно, чтобы средняя пенсия в России стала 24 тыс. рублей, подсчитала Орлова.



Но, чтобы выйти на 24 тыс. рублей, стоит начать повышать пенсии путем индексации вдвое выше инфляции.



Число работающих пенсионеров год от года уменьшается – факт, экономить на индексации не выходит.



С 2016 года заморожена накопительная часть пенсии, которой с тех самых времен нельзя воспользоваться в полной мере. На какие бы цели эти деньги не шли – а идут они в ПФР на индексацию пенсий нынешних пенсионеров, они угнаны, арендованы, украдены, пусть и законодательно, как хотите, называйте – у народа, который эти деньги копит на старость.

По итогу введения этих инициатив в Счетной палате заявили следующее:

«Создать эффективную пенсионную систему пока не удалось», - значится на сайте СП.

Аудитор Счетной палаты также отметила, что при этом не выиграл никто – кроме государства. Ни люди с высокими доходами, ни с низкими, не смогли увеличить свое пенсионное довольствие по ряду причин, среди которых – ограничение величины облагаемой базы.

И на этом все.

Далее по списку – предстоящие инициативы. Если учесть, что правительственные контролирующие органы позволяют себе откровенную критику данных идей, то можно лишь устрашиться новым, которые только запутают этот клубок. Итак, индивидуальный пенсионный капитал – это замена озвученной выше накопительной части пенсии, подразумевающая отчисления на индивидуальный счет, пока не известно, какой и неизвестно, куда. Известно, сколько – до 6%, и ясно, кто заплатит – сам застрахованный, даже не работодатель.

Но, зная, куда ушли деньги из накопительной части пенсии, и что замораживать ее (и слово-то какое) можно сколько угодно раз даже без малейшего народного писка, можно предположить, что грядущая инициатива будет не менее интересной. Памятуя о том, как люди теряли деньги, переходя из одного НПФ в другой, можно не сомневаться – наложение одной «накопиловки» на другую вызовет еще более лютую путаницу и потерю инвестиционного дохода.