«Изнасиловали за орден»: подробности издевательств над «атошником» в колонии

«Изнасиловали за орден»: подробности издевательств над «атошником» в колонии

На Украине набирает обороты скандал с изнасилованием «ветерана АТО» в Бердянской исправительной колонии, о котором ранее уже писала «Русская Весна».

Украинские правозащитники утверждают, что такой беспредел в колониях — далеко не единичный случай, официальные лица, разумеется, заявляют, что факты издевательств не подтверждены.

Хотел покончить с собой

История бывшего «атошника», 23-летнего Александра, которого несколько раз изнасиловали в колонии № 77 в Бердянске, стала известна недавно, хотя сами изнасилования произошли ещё год назад.

По словам координатора программы «Харьковская правозащитная группа» Андрея Диденко, подобные случаи в исправительных учреждениях тщательно скрывают.

«После издевательств бывший боец хотел наложить на себя руки. Его отправили в закрытое учреждение, где есть психиатрическое лечение. Сейчас он освободился, никакой реабилитации он не получил, никто за преступление не был наказан.

Насильник также уже вышел на свободу. Сейчас пострадавший парень дома, он до сих пор в тяжелом состоянии, свою маму он называет по имени-отчеству», — рассказал Диденко одному из одиозных украинских СМИ.

Адвокат Виктор Колбанцев говорит, что бывшего «атошника» изнасиловали именно за то, что он имеет орден «За мужество».

«Я уверен, что сделано это по указке администрации. Сделали это так называемые „козлы”, заключенные, которые являются помощниками руководства колонии.

Парня отправили в психиатрическое отделение другой колонии. После этого нескольких медиков из медсанчасти, которые дали ему направление, уволили. Там был большой скандал. После лечения парня вернули назад, и через некоторое время он обратился к руководству, чтобы его отпустили. Да, сейчас он дома, но его психическое состояние очень тяжелое», — говорит Колбанцев.

Адвокат добавляет, что в этой колонии в Бердянске с ненавистью относятся ко всему украинскому.

«Там могут заставить бегать раздетым на морозе только за украинский язык. Там очень нехорошая ситуация сложилась.

И почему-то представитель по правам человека ничего этого не видит, как и все, кому положено наводить там порядок», — возмущается Колбанцев.

Над новенькими издеваются с первой минуты

Бердянская колония № 77 считается местом с невысоким уровнем безопасности: тут отбывают срок те, кто совершил преступление впервые, они не тяжкие или средней тяжести.

«С первой же секунды пребывания в этой колонии людей начинают превращать в безропотную рабсилу. Чтобы не приходилось дважды повторять „иди, копай яму“, а человек по щелчку пальцев хватал лопату. Для этого человека полностью уничтожают.

Примерно две недели над новенькими издеваются сами представители колонии. А потом передают уже более опытным заключенным. И если администрация придерживается каких-то рамок, понимая, что несет ответственность за осужденных, то другие заключенные уже на все это не обращают внимание.

Человека могут на ночь привязать к кровати, так что он мочится под себя. Или заставляют бегать голым», — рассказывает о происходящем в колонии беспределе Диденко.

По словам правозащитника, администрация колонии также вымогает деньги с заключенных.

«Если еще восемь лет назад в этом учреждении содержалось 1500 человек, то сейчас 321. А администрация привыкла вымогать деньги. Сначала требуют 120 тысяч с заключенного, он должен эти деньги добывать у родственников. Конечно, сумма неподъемная. Тогда ее снижают до 5–12 тысяч», — утверждает Диденко.

Адвокат Колбанцев добавляет, что издевательствами людей превращают в рабов и используют как бесплатную рабочую силу на тюремных производствах.

Травмы нанесли себе сами?

При этом прокурор Бердянска Александр Маленко говорит, что факты о незаконном применении силы в этой колонии не подтвердились.

«Мы провели опрос среди заключенных, никто не подтвердил, что их бьют. У четверых обнаружены синяки, но они говорят, что травмы нанесли себе сами», — заявил на заседании горсовета Бердянска Маленко.

Прокурор утверждает, что факт изнасилования бывшего «атошника» также не нашел подтверждения.

Андрей Диденко уверяет, что каждый раз, как только правозащитные общественные организации заявляют о нарушениях в колониях, в прокуратуре тут же проводят проверку и нарушений не находят.

«Теперь функции надзора перешли к Государственному бюро расследований. Мы и туда отправили материалы. Знаю, что открыты производства по ст. 127 УК Украины (“Пытки”) и по ст. 365 УК Украины (“Превышение служебных полномочий”). Ждем, может, они что-то найдут», — говорит Диденко.

В то же время экс-глава пенитенциарной службы Украины Сергей Старенький считает, что к заявлениям правозащитников нужно относиться с долей осторожности.

«Я не исключаю, что в этой колонии есть перегибы со стороны администрации. Но этим могут воспользоваться сами заключенные, чтобы раскачать ситуацию и сменить руководство колонии, которое им не нравится. Не секрет, что в подобные общественные организации входят сами бывшие заключенные», — пояснил Старенький.