Ты ничего не понял, Виктор, или почему Януковича «кинули как лоха»

Ты ничего не понял, Виктор, или почему Януковича «кинули как лоха»

Явление Януковича народу интересно тем, что случилось оно в канун пятилетия Майданного переворота и в преддверии президентских выборов на Украине. В последний раз Виктор Фёдорович появлялся на публике в марте 2018-го. Тогда он бодрился, но выглядел вяло, жаловался: «Мне очень тяжело, мне очень больно…». На фоне убитых городов Донбасса и всего того, что произошло после 2014-го, выглядело не очень. И вот 6 февраля 2019 в Москве вновь встреча с журналистами.

Пресс-конференция оказалась попыткой Януковича выглянуть из-за кулис на политическую арену и робко заявить о своём желании поиграть ещё. Он видит себя в роли переговорщика в деле обмена военнопленных. Янукович сделал заявку на место, которое прежде занимал экс-президент Леонид Кучма и занимает Виктор Медведчук — «кум Путина», как его характеризуют антироссийские СМИ Украины. Янукович на пресс-конференции сказал буквально следующее (речь об обмене «всех на всех»):

«Я готов проявить инициативу. Если меня слышит президент Порошенко, если у него есть желание решить эту проблему, я готов инициировать этот вопрос. По принципу „всех на всех“… С украинской стороны, с российской… Пора выполнять Минские соглашения. Нужна политическая воля… При необходимости я готов переговорить с президентом России Путиным…»

Порыв души? Благородно и человечно. Возможно, идея ни с кем во властных коридорах и не согласовывалась. Как бы то ни было, инициатива проявлена, и реакция хоть какая-то, но должна бы быть.

Для многих тема чувствительная, в том числе и для патриотического сообщества России, если вспомнить хотя бы о сидящем в украинском застенке Кирилле Вышинском и о недавно замученном до смерти во львовской тюрьме добровольце Валерии Иванове.

Тем ценнее инициатива, что Леонид Кучма прежде уже высказывался в том смысле, что до президентских выборов-2019 обмена «заложников» ожидать не следует.

Слово за Порошенко.

Янукович, говоря о своём «преемнике», поделился соображением, мол, беда Порошенко в том, что тот не политик, а бизнесмен. Конечно, это секрет полишинеля. Порошенко из всего делает деньги, в том числе и из крови своих «подданных». Война для него — «хлеб с икрой». Неспроста доходы Порошенко за 2018-й выросли по сравнению с предыдущим годом более чем в 12 раз!

С Порошенко, который, по словам Януковича, всегда, сколько тот его знает, врал, давно уже всё ясно. Его вырастила мировая закулиса, используя его жадность и амбиции, для той роли, которую он сейчас и играет. Но ведь и Янукович не политик, который за свои идеи готов на костёр и под пули. Он всего лишь администратор областного уровня и частный человек, обыватель. Администратор в отличие от политика не имеет высоких идей. Но его можно при желании надуть как резиновую куклу — не в обиду Януковичу сказано, и она будет казаться самой себе крупной политической фигурой.

Это важно уяснить, оглядываясь на то, что произошло в 2013-2014 годы. Поначалу Януковича выращивали как спарринг-партнёра для Виктора Ющенко к 2004 году, расшатывая Украину, растравливая конфликт по линии «восток-запад». Сгодился он как обыватель во власти и после «оранжевой революции», для разжигания пресловутого Евромайдана, для сотрясения Украины.

Кажется невероятным, но Янукович, судя по всему, так до конца и не понял, что мотор Майдана находился в кабинете главы его собственной Администрации Сергея Лёвочкина.

Об этом уместно вспомнить в канун пятилетия «революции достоинства» (более издевательского названия и придумать нельзя). Лёвочкин — деловой партнёр олигарха Дмитрия Фирташа, спонсора избирательной кампании Януковича 2010 года, человек закулисы. Когда он в качестве главы АП в 2013 году сумел поставить под свой контроль все телевизионные новостные каналы Украины, кто-то думал (и «ужасался»), что это делается для укрепления власти Януковича. Но оказалось — для того, чтобы разжечь майдан.


Дмитрий Лёвочкин и Виктор Янукович

Можно вспомнить. Когда первый огонёк Евромайдана затух, произошло странное избиение «онижедетей». О чём громче всех провизжала подручная Лёвочкина в Раде. «Избиением» подкинули соломки. Майдан полыхнул. Все телеканалы как один стали рассказывать о том, как живётся «активистам», как протестуют под прокуратурой и милицией, как варят в казанах борщ, куда ходят в туалет… Каждый день из всех экранов, подконтрольных АП, летели дровишки в костерок Майдана. Тогда, помнится, глава правительства Николай Азаров недоумевал: невозможно добиться, чтобы каналы показали акцию антимайдана…

Янукович на пресс-конференции говорит не о своей вине. А о том, что европейские политики его обманули. Так и говорит о главах МИД Германии, Франции и Польши: «Меня обманули, предали или, как говорят продвинутые украинские политики, кинули как лоха. 21 числа (февраля 2014) они подписали мирное соглашение со мной и этого же числа вооруженные молодчики захватили администрацию президента, Кабинет министров… А на следующий день европейские страны одобрили это…»

Интересно, что Майдан в Киеве он связывает с протестами во Франции. В «жёлтых жилетах» видит продолжение киевских балаклав. «Так что они теперь хотят, — Янукович адресует риторический вопрос европейцам, — что они хотят от „желтых жилетов“ в Париже? Разве тогда не было понятно, что радикальный национализм — новая форма неонацизма… Получайте ответки». Имеет ввиду, что цветные революции в Европе ещё все впереди.

Но самому Януковичу в 2014-м почему-то не была очевидна однотипность событий «Арабской весны» и Майдана. Всем было понятно, но не ему. И это загадка. Существует подозрение, что его крепко держали за кошелёк ребята с Запада. И он как бы поверил европейцам и «оппозиции», сел с ними за стол переговоров.

Хотя, по словам Януковича, в его окружении были люди, которые призывали его совершить поступок. Они и теперь напоминают, «мол, с ними не за стол нужно было садиться, а одевать хорошие ботинки и перчатки, чтобы руки о них не попачкать, и поломать им хребет».

Янукович не произносит окончательных формулировок, не говорит, что против Украины был международный заговор, не говорит о целях заговора — о вековечном европейском стремлении «расшириться на Восток», решить свои проблемы за счёт исторической России. Хотя за пять лет мог бы и осмыслить произошедшее в 2014-м.

Он и теперь призывает Порошенко начать переговоры с Донбассом и формулирует своё пожелание в каких-то романтических выражениях: «Все зависит от состояния души Порошенко. У него нет желания заканчивать войну, которая позволяет ему удерживать власть». То есть он вроде и понимает, что функция у Порошенко иная — «нарываться и делать России больно», но твердит: «Порошенко обязан сесть за стол переговоров. Это путь к преодолению конфликта».

К слову сказать, в последние дни высшие чиновники киевского режима стали «отважно нарываться» — оскорблять и грозить лично Путину. То глава МВД Аваков отличился — с трибуны матерком, то вот генеральный прокурор Юрий Луценко: «Осуждение Януковича за государственную измену является приговором не только для него, но и серьезным сигналом для Путина, который там (в приговоре) упоминается неоднократно. Также он является серьезным сигналом для всех остальных нынешних и будущих чиновников — что закон один для всех».

Понимает ли, что и о себе сказал — пока не ясно. Но сказал. А пока уголовное дело он завёл на Виктора Медведчука, председателя политсовета партии «За життя», о котором несколько раз вспоминали и во время пресс-конференции. «Дело» заведено за то, что Медведчук высказался в пользу «автономного региона Донбасс».

На пресс-конференции имя Медведчука всплывало несколько раз. Впечатлили слова Януковича о том, что, по его информации, в Киеве «создана группа из 12 человек, которая в этом плане работает» — готовит политические убийства, в том числе Медведчука. «Я хочу обратиться к военным, — говорит Янукович, — не выполнять преступные законы власти…» Да уж… Янукович явно не Цицерон, мысль порой выражает чрезвычайно коряво. Непрестанно у него проскальзывает словечко-паразит «вот…» На уровне трёпа на кухне под солёный огурец.

Когда он молвит, что не хотел бы говорить о себе лично, то мы понимаем: правильно его научили! Потому что, начав говорить о себе, он не может остановиться. В ходе ответа на вопрос о травме, которую получил в спортзале, его лишь усилием воли обрывает ведущая. Он по природе своей частный человек, обыватель, судя по всему, верующий, который не смог уклониться от искушения властью. Сильные мира сего вознесли его, используя в своих целях, на призрачную вершину власти, и столкнули оттуда, когда он надоел и стал не нужен. Вероятно, он добросердечный человек. Но оказался не на своём месте. До какой степени не на своём, открылось во время Майдана, когда он не решился его прихлопнуть.

А уже в 2014-м, после переворота, открылась вдруг его ужасающая слабость. Для миллионов мир перевернулся, а он, покинув Украину, вдруг заговорил, что будет судиться за своё имение под Киевом, которое разграбили и отняли.

Вот и в 2019-м он с удовольствием говорит лишь о том, что ему действительно интересно: «Я однозначно получил надежду на то, что я смогу еще заниматься любимым спортом (после травмы). Может, месячишко, может, полтора — и я буду на корте…»

Н-да. Печальное зрелище. Хотя и не лишённое занимательности.

Вот и с ключевым утверждением Виктора Фёдоровича о Порошенко и его майданной гоп-компании хочется согласиться: «Если будет переизбрана эта власть, последствия непредсказуемы. Это страшно».

Олег Мономах