4 русских туркластера признаны неэффективными — Миллиарды на ветер


7 млрд руб. не смогли реанимировать туристический кластер в Липецкой и Амурской областях, а еще в Якутии и Бурятии.

Об этом говорится в размещенном сегодня отчете Счетной палаты Российской Федерации.

Именно такая сумма была проинвестирована в регионы с 2012 по 2017 годы, отмечают специалисты. Как до этого писала АСН24, в создание кластеров в четырех областях РФ было вложено семь млрд руб., и пока безуспешно. Внебюджетные источники — еще 4,6 млрд руб. «Участие региона в программе осуществляется под непрерывным контролем со стороны Ростуризма, отчеты о реализации мероприятия по созданию кластера „Амур“ стабильно заслушиваются на Координационном совете федеральной целевой программы по туризму».

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с поручением Президента России. При всем этом объект обеспечивающей инфраструктуры уже введен в эксплуатацию. Реализация мероприятий ФЦП заканчивается в последующем году. На 40 объектов туристской инфраструктуры с плановым объемом, где ожидаемый объем вложений денег составил более 9,3 млрд руб, инвестсоглашения и вовсе не заключены из-за отсутствия инвесторов.

Как следует из отчета аудитора Александра Филипенко, размещенного на сайте Счетной палаты РФ, в Бурятии нарушен срок восстановления туркластера — готовность объектов, по достоверным предварительным сведениям на конец первого полугодия 2017 года, составляет 47%. На конец I полугодия 2017-го степень их готовности составляла 62% и 13,2% соответственно, хотя срок сдачи установлен на будущий год. АТК «Тункинская долина» и вовсе должны были сдать к концу июня, но строительство окончено только на 47%.

Во всех четырех проверенных областях сложилась отрицательная динамика таковых характеристик, как «инвестиции в основной капитал средств размещения» и «количество работающих в коллективных средствах размещения».

«Несмотря на постепенную сдачу объектов и вложение около 7 млрд руб. из всех источников, ни в одном из проверенных регионов не достигнут экономический эффект, связанный с ростом инвестиций в основной капитал средств размещения, и социальный эффект, состоящий в решении социальных сложностей за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения», — подчеркнул аудитор палаты Александр Филипенко. Согласно сообщению ведомства, в Амурской области объем платных туристических услуг снижается с 2014 года, в Якутии — с 2015 года. В Бурятии темпы роста платных туристских услуг и услуг гостиниц и сходных средств размещения — положительные, но их динамика замедлилась.

Как пояснили в Счетной палате, механизм государственно-частного партнерства реализуется не во всех отношениях. Информационные письма — в Минкультуры РФ, руководство Республики Саха (Якутия), руководство Амурской области, руководство Республики Бурятия, Администрацию Президента Российской Федерации. В Липецкой области похожий механизм предусмотрен, но за проверяемый период не употреблялся. Действующей редакцией программы предвидено создание одного объекта обеспечивающей инфраструктуры за счет бюджетных средств, а кроме этого ряда объектов туристской инфраструктуры, создаваемой на все 100% за счет средств частных инвесторов. «При всем этом затраченные на них средства учитываются как вновь привлеченные инвестиции», — констатировал аудитор.

В итоге из 4,6 млрд руб. внебюджетных средств, о которых отчитался Ростуризм, не менее 2,5 млрд руб.

В СП подчеркнули, что в 2015-ом руководство Амурской области заключило инвестсоглашение на строительство канатной дороги через Амур. Другие инвестпроекты находятся в высокой степени готовности и должны быть окончены в последующем 2018. По утверждениям знатоков, фирма, с которой такое соглашение было подписано, владеет уставным капиталом только в 10 000 руб. Тем не менее, договор с ней был заключен. На 1 июля готовность составляла только 10%, заключили специалисты. При этом надо отметить, что Ростуризм при предоставлении субсидий регионам не анализирует как положено заключенные ими инвестиционные соглашения и возможности инвесторов.

До этого руководитель Ростуризма Олег Сафонов утверждал, что действующая ФЦП на 2011-2018 гг. по развитию туризма получила высокую оценку руководства, невзирая на то, что в 2014 г. ее пытались закрыть из-за неэффективности. 204 млн руб. предоставлено Амурской области без обеспечения обязательство со стороны инвестора. Из бюджета вложено более 50-ти млрд руб.

В Ростуризме на запрос «Известий» ответили, что по ряду объектов сроки ввода еще не наступили. Например, проект ТРК «Елец». Из 21 объекта, которые должны быть сданы в эксплуатацию, удалось ввести в строй только один. Соглашения подписаны между экс-главой администрации Тункинского района, который был в то же время соучредителем подрядчика. СП подготовила материалы в Генпрокуратуру.

172 млн руб. были потрачены на строительство водозаборных сооружений и сетей водоснабжения в рамках ТРК «Тункинская долина». Но инвестирование государственных средств в некоторых случаях не привело к запланированному результату. При всем этом ежели регионы не исполнят обязательства, взятые на себя в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета, Ростуризм пообещал инициировать применение Минфином РФ к таким субъектам мер бюджетного принуждения. Из 21 объекта, которые должны уже эксплуатироваться, в строй введен только один, при всем этом многомиллионные бюджетные средства потрачены на строительство газопровода и электросетей, которые в связи с отсутствием покупателей не используются.

При проверке ТРК «Тункинская долина» в Бурятии инспекторы обнаружили, что стены павильонов покрыты плесенью, в цементной стяжке трещины, что может показывать о низком качестве возведения или использованных материалов либо несоблюдении условий содержания объекта. В рамках новейшей программы на развитие внутреннего и въездного туризма планируется потратить 445,4 млрд рублей, в том числе 83,48 млрд рублей федерального бюджета. О нарушения проинформируют и Российского Президента.