Спецназ ФСБ задержал бизнесмена, укравшего у «Росатома» 335 млн рублей
В результате операции спецназа ФСБ Взят под стражу влиятельный ингушский бизнесмен Хасан Тумгоев, экс-гендиректор УК «Росатомстрой».
Его подозревают в хищении 335 млн руб., выделенных на реконструкцию объекта «Росатома». Тумгоев является одним из активных инвесторов в родную республику. По разным данным, объем его инвестиций в Ингушетию достигает 7 млрд. руб.
Братья Тумгоевы (Хасан, Салман, Иса и Руслан) – известные предприниматели, связанные со структурами Минатома. Их отец – Али Тумгоев – был тесно связан с советником главы Минатома РФ Владимиром Хохловым, под протекцией которого семья Тумгоевы широко развернулась в г. Курчатове (третий по величине город Курской области). В 2008 г. Иса и Руслан были задержаны по подозрению в совершении мошенничества в крупном размере, но им удалось «отскочить» от следователей. В 2013 г. суд признал Тумгоевых виновными в мошенничестве, но освободил от наказания в связи с истечением срока давности. В ответ состоялся митинг бывших работников фирм Тумгоевы напротив АМС г. Курчатова – люди требовали справедливости:
«Тумгоевы всё получили с заводов, часть увезли в Ингушетию, часть тут», «...за полгода на заводе поменялись пять директоров, которые с деньгами уезжали на Кавказ, а оттуда присылали новых директоров...» и т.д.
В то же время появилась информация о проверках братьев на связи с ингушским террористическим подпольем.
Хасан Тумгоев представляет суфийское братство баталхаджинцев, фактически являясь с одной стороны его спонсором, а с другой «прачечной» бизнес-структур этого течения. Орденом руководят Белхороевы, потомки его основателя – шейха Батал-Хаджи. Баталхаджинцы («батлаки») известны своей замкнутостью (практикуют браки только в рамках ордена), взаимоподдержкой, подчас агрессивным лоббированием своих интересов и связями с руководством Чечни (Батал-Хаджи был учеником Кунта-Хаджи – основателя течения, к которому принадлежит Рамзан Кадыров). Известная специфическая одежда чиновников Чечни – стилизация под манеру одеваться последователей Кунта-Хаджи.
В недавнем территориальном конфликте Чечни и Ингушетии, «батлаки» заняли «обособленную»/«примиренческую» (а по версии некоторых ингушей, «предательскую») позицию. Фактически «батлаки» стали каналом связи руководства Чечни и ингушской общественности. Братство находится в радикальной оппозиции к набирающим силу в Ингушетии салафитам.