Грядёт отставка? Почему Луценко не куёт политический капитал на теме военного положения (ВИДЕО)

Грядёт отставка? Почему Луценко не куёт политический капитал на теме военного положения (ВИДЕО)

Генпрокурор Украины Юрий Луценко стал единственным топовым политиком «незалежной», который не отметился громкими заявлениями на тему введённого в стране военного положения. Хотя генпрокурор — ключевой член СНБО и должен принимать определяющее участие в любых военных приготовлениях.

За время событий — от инцидента в Керченском проливе до ввода военного положения — у Луценко было всего два поста в Facebook, да и те — пересказ пресс-релизов Генпрокуратуры. А публичных выступлений главного прокурора страны за это время не было вообще.

Не пришел он и в Раду в день голосования за скандальный военный указ Порошенко. В общем, Луценко явно не кует политический капитал на столь благодатной теме.

Причин может быть несколько. И самая вероятная из них — генпрокурор начинает дрейф в сторону от президента. В пользу этой версии говорит и тот факт, что с лета Луценко уже трижды заявлял о своей отставке.

Украинское издание «Страна.уа» разбирается, что происходит с генпрокурором «незалежной» и почему он начал так явно дистанцироваться от сомнительных идей, которые продвигает президент Порошенко.

Главный вопрос: уйдет ли Юрий Луценко в отставку, разговоры о которой снова активизировались.

Куда пропал Луценко

Юрия Луценко не было ни на заседании СНБО по военному положению, ни в Раде, когда за него голосовали.

По данным источников «Страны», вопрос о введении военного положения, как о способе отсрочить проведение президентских выборов, обсуждался в окружении Порошенко уже давно. И Луценко был против этого.

О чем публично сказал в одном из интервью еще пару месяцев назад, пообещав даже в таком случае уйти в отставку.

«Поэтому, когда вопрос о введении военного положения стал ребром, Луценко высказал свое несогласие с этим и его, от греха подальше, отправили в отпуск. Юрий Витальевич улетел в Японию», — сказал источник в окружении генпрокурора.

По его словам, не исключено, что через некоторое время Юрий Луценко может объявить о своей отставке.

«Он уже несколько раз заявлял, что точно уйдет в отставку после выборов президента при любом их исходе. Но сейчас, на фоне несогласия с маневрами вокруг военного положения, это может случиться и раньше. Но пока он еще окончательного решения не принял», — сказал источник.

«Выборы — священная корова»

Ранее генпрокурор действительно открыто называл введение военного положения «антиконституционным решением». Еще в сентябре он заявлял, что если с помощью военного положения попытаются отменить выборы, то он уйдет в отставку.

По его словам, «есть горячие головы, которые носятся с этим планом» — отменить выборы. При этом, по мнению Луценко, «выборы даже в условиях войны, которую мы ведем, являются священной коровой украинской демократии».

«Если мы хоть раз отменим выборы, то скатимся до состояния Российской Федерации. Я человек, который был и во власти, и в оппозиции, никогда не допущу, чтобы процесс выборов был искусственно сдержанным.

Если меня не услышат, в этой ситуации для того, чтобы доказать невозможность такого курса, я буду вынужден уйти в отставку», — резюмировал тогда генпрокурор.

В итоге выборы отменить не удалось — более того, их проведение 31 марта 2019 года Рада утвердила даже раньше, чем планировала (такова была цена, уплаченная Порошенко за согласие парламента ввести хоть какое-то военное положение).

Таким образом, формальные основания для отставки Луценко вроде бы исчезли. Однако генеральный прокурор говорил о своем уходе и до истории с Керченским проливом. И не только говорил.

Как Луценко пытался уйти после дела о Кате Гандзюк

В конце октября в Киеве умерла херсонская чиновница Екатерина Гандзюк, которую летом облили кислотой. После ее смерти активизировались требования найти заказчиков преступления. Одновременно посыпались обвинения в адрес власти, которая их покрывает.

Главной целью критики стали руководство Нацполиции и Генпрокуратура, которые, по мнению активистов, тормозят следствие и выводят заказчиков из-под удара.

Прозвучало также имя нардепа от БПП Николая Паламарчука, чей бывший помощник Игорь Павловский арестован и подозревается в посредничестве при организации убийства. Стрелки в резонансном преступлении начинали указывать на власть.

Группа «еврооптимистов» в Раде инициировала создание Временной следственной комиссии по убийству Гандзюк. В парламент был вызван генпрокурор.

Луценко сначала раскритиковал активистов и некоторых нардепов, которые «раскрывают преступления по телевизору». А потом неожиданно заявил о своей отставке.

«Двоевластие в стране, когда правоохранительную систему уничтожают бездоказательно, даже при раскрытых преступлениях, я себе допустить не могу. Как глава правоохранительной системы сегодня подам заявление (об отставке. — прим. ред.), а вам решать, Мустафа Найем будет руководить следствием и устанавливать с экранов телевизора виновных или правоохранительные органы, которые несут за это уголовную ответственность», — обратился Юрий Луценко к парламентариям.

После этого Луценко подал заявление Порошенко. Но тот отказался его подписывать, и генпрокурор признал, что остается на своей должности.

Эксперты, опрошенные тогда «Страной», сошлись на том, что имел место PR-ход. Он позволял Луценко показать себя «рыцарем», который не держится за кресло, — хотя, конечно, знал, что увольнять его никто не будет. Так генеральный прокурор пытался отвести от себя негатив по токсичному делу Гандзюк, которое для власти стало смесью нового дела Гонгадзе и Врадиевки.

С другой стороны, раньше не менее токсичные процессы — например, шитое белыми нитками преследование Саакашвили — не вызывали у Юрия Луценко позывов к отставке. Генпрокурор заговорил о ней в начале осени. А значит дело не только в скандальной ситуации вокруг смерти Гандзюк.

«Уйду в отставку после выборов»

В конце августа появилась информация о том, что Юрий Луценко собирается уйти из ГПУ и вернуться в активную политику. Об этом заявил нардеп от БПП Валерий Карпунцов. По его словам, генпрокурор собирается возглавить список УДАРа, а сам глава этой партии Виталий Кличко — отправиться в президенты.

Отметим, что сам Карпунцов — представитель УДАРа в блоке Порошенко. А в середине сентября такие намерения подтвердил и сам Луценко.

«Я считаю, что мой политический опыт и возможность сказать „нет“ (а если надо, то и гораздо грубее) по всем восьми телефонам нужен здесь до окончания президентских выборов. А после этого при любом результате я имею намерение подготовиться и перейти в украинскую политику.

Хочу подчеркнуть — при любом исходе выборов», — заявил Луценко, намекая на свою отставку после президентских выборов. Он также подтвердил информацию о переговорах с Кличко.

«Не исключаю такого варианта. Да, я действительно общаюсь по поводу будущей парламентской кампании с Кличко. Мы ведем об этом очень хорошие разговоры. Но не только с ним», — сказал генпрокурор.

Повторимся, в том же сентябре Луценко заявил, что уволится, если введут военное положение и тем самым сорвут выборы в стране. Таким образом, за эту осень генпрокурор дважды говорил о своей отставке в теории и один раз — на практике.

Для одного из ближайших соратников Порошенко, да еще и перед судьбоносными выборами, такое поведение несколько странно. Если только он не собирается перестать быть таким соратником.

Что означают настойчивые заявления Луценко об отставке?

Юрий Луценко — не просто «карманный» генпрокурор президента Порошенко. Это опытный украинский политик, который уже много лет играет ведущие роли в различных политпроектах.

И, судя по заявлениям самого Луценко, он собирается оставаться таким политиком и дальше. Что уже становится невозможным при работе на Петра Порошенко, который явно переходит красные линии в предвыборной борьбе.

Как показала ситуация с введением военного положения, президент уже не надеется выиграть выборы честно и явно идет на их срыв. Однако очевидно, что «диктатура Порошенко» — это явная маргинализация не только самого президента, но и команды, которая поддержит такой ход событий. И особенно генпрокурора, который в этой схеме, по задумке Банковой, работает «кулаком».

И когда власть поменяется, то всем, кто устанавливал диктатуру, придется отвечать перед новым президентом. Если это будет Юлия Тимошенко (а все рейтинги пока в ее пользу), то на снисхождение можно будет особо не рассчитывать.

Юрий Луценко уже имел опыт политической мести — при Януковиче его посадили за злоупотребления на посту главы МВД. Так нынешнему генпрокурору отомстили за попытки кошмарить «донецких» во времена президента Ющенко в 2005 году. Вряд ли Луценко захочет еще раз такое пережить.

«Порошенко явно стремится задействовать все ресурсы, и в том числе — силовые, чтобы сбить своих конкурентов.

Луценко обладает большим политическим опытом и хорошим чутьем. Предвидя скорую смену власти, он не хочет быть политическим киллером Банковой.

Это его метод внутривидовой борьбы, чтобы снять с себя лишние политические риски», — рассказал «Стране» политолог Андрей Золотарев.

По словам эксперта, есть расчет Луценко и на дальнейшую политическую карьеру после отставки.

Уволят ли Луценко?

Возникает вопрос: если генпрокурор смотрит на сторону и пытается обезопасить себя от будущих политических рисков — почему бы президенту не избавиться от него?

Ответ здесь прост. В Раде, скорее всего, не будет голосов для назначения кандидатуры, выгодной Порошенко. А при уходе Луценко до избрания нового генпрокурора руководить ГПУ будет его первый зам — представитель «Народного фронта» Дмитрий Сторожук. Что совсем не нужно президенту.

Да и Луценко — не такой уж и «бунтарь». Он верно служил Порошенко все эти годы — и только сейчас начал слегка дистанцироваться от гаранта, который теряет рейтинг и репутацию.

Балансируя и соблюдая некие приличия, Юрий Луценко попытается дотянуть до выборов, а оттуда — впрыгнуть в тот политический поезд, который осенью 2019 года ввезет его в новый парламент.

Впрочем, не исключена ситуация, при которой Луценко даст фальстарт и громко хлопнет дверью еще до выборов. Это произойдет, если пребывание рядом с гарантом станет слишком уж токсичным, а тот начнет отдавать приказы, которые чреваты для генпрокурора проблемами с будущими победителями избирательной гонки.