Черная метка Филарету: Почему Константинополь оказался признать Киевский патриархат

Черная метка Филарету: Почему Константинополь оказался признать Киевский патриархат

Представитель Константинопольского патриархата архиепископ Тельмиский Иов в интервью ВВС Украина сегодня заявил, что на Украине больше не существует Московского патриархата, а все православные иерархи теперь считаются подчиненными Константинополя.

«Отменой акта 1686 отменена администрация Московской церковью Киевской митрополии и всех епархий в Украине, — сказал архиепископ. — С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ МП больше не существует. Все архиереи теперь в Украине де-факто, согласно этому решению синода, являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директиву Вселенского патриархата о своей дальнейшей судьбе».

Это заявление широко разошлось по СМИ. И за шумом вокруг него осталось незамеченными другие слова Иова в том же интервью. А он сказал, что Вселенский патриархат не признавал Киевский патриархат и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ).

Фанар (так называется резиденция Константинопольского патриарха Варфоломея) только восстановил в архиерейском сане Филарета и Макария, сняв с них взыскания, наложенные Москвой.

На самом деле, второе заявление прямо связано с первым и не сулит ничего хорошего главе Киевского патриархата Филарету. Что, в свою очередь, может внести серьезные коррективы в процесс подготовки объединительного собора и предоставления автокефалии.

Какие именно — разбиралось украинское издание «Страна».

Что заявили в Константинополе

Филарета и Макария вернули в лоно Константинопольской Церкви, но не признали как предстоятелей церковных структур, пояснил архиепископ Иов (Геча).

Синод Константинопольской Церкви не сделал легитимными Киевский патриархат и УАПЦ. Об этом заявил представитель Константинопольского патриархата при Всемирном совете Церквей, архиепископ Телмисский Иов (Геча) в интервью ВВС.

«Мы не признали Филарета и Макария как предстоятелей их Церквей, мы не сказали, что УПЦ КП или УАПЦ являются легитимными, потому что это было бы весьма нелогично: это означало бы, что мы признали две параллельные церковные структуры параллельно еще с третьей канонической структурой, которой был бы Московский Патриархат», — заявил иерарх Фанара.

Архиепископ Иов также уточнил, что «эти епископы восстановлены как архиереи в лоне Вселенской Церкви» (отметим, что глава УАПЦ Макарий Малетич до своей анафемы был священником, а не епископом).

Так Геча разъяснил решение Константинопольской Церкви от 11 октября, которое постановило канонически восстановить Филарета Денисенко и Макария Малетича «до их иерархического или священнического звания».

Черная метка Филарету

Громкое заявление Фанара может означать серьезный откат в вопросе созыва объединительного собора — о просьбе Томоса по автокефалии.

В Константинополе по сути уравняли Филарета, который именует себя патриархом, с другими архиереями украинских православных конфессий. Тем более, как писалось выше, по мнению стамбульских церковников, все украинские священники сегодня находятся в подчинении Константинопольского патриархата (собственно именно для этого Иов и сделал заявление о том, что Московского патриархата больше не существует). А значит, с точки зрения церкви Варфоломея, Филарет имеет такой же статус как и любой митрополит УПЦ.

Это резко противоречит роли, которую пытается играть в украинском православии глава Киевского патриархата. Как известно, Филарет открыто желает замкнуть на себя все объединительные процессы — и уже «от своего имени» попросить автокефалию.

«Я был, есть и буду патриархом», — многозначительно заявил по этому поводу предстоятель УПЦ КП еще в октябре, сразу после снятия с него анафемы.

Однако, такая позиция не устраивает ни УАПЦ, ни тех иереев УПЦ, которые, может, и готовы примкнуть к просителям автокефалии. Для первых Филарет слишком авторитарен (чего стоит одна история с уставом будущей новой церкви), для вторых — одиозен.

Да и само руководство Киевского патриархата не горит желанием видеть епископов митрополита Онуфрия на своем церковном съезде.

О чем сделал специальное заявление представитель УПЦ КП Евстратий Зоря.

«Представим себе, митрополит Онуфрий или митрополит Антоний, а они против автокефалии и об этом заявляют, таки придут на Собор. Они скажут, что хотят принять участие. Они же архиереи? Именно так. Из Украины? Да. Значит, скажут они, мы — члены Собора и мы против объединения, против автокефалии. Они не сами придут, а приведут 90 архиереев Московского патриархата. Именно поэтому мы подчеркиваем, что в Соборе принимают участие те архиереи, которые обратились к Вселенскому патриарху с просьбой предоставить Томос об автокефалии, а не все архиереи, которые являются православными и размещаются на территории Украины».

Однако заявление Иона (Гечи) выбивают из-под ног Филарета почву, на которой глава УПЦ КП строит свои претензии на патриаршество — его церковную организацию. И дают остальным «свидетелям Томоса» все больше поводов открыто фрондировать против предстоятеля УПЦ КП.

И в Стамбуле, и в украинской власти предпочли бы, чтоб Филарет отказался от претензий на первенство и уступил бы место кому-либо из УПЦ (что облегчило бы задачу переманивания в новую церковь архиереев Московского патриархата) или, что не исключено, вообще «варягу» из-за границы.

Что говорят по этому поводу в церквях

В УПЦ КП и УАПЦ пока не отреагировали на заявления Иовы о том, что Константинопольский патриархат не признал их церкви.

В РПЦ же прокомментировали слова Иовы о том, что в Украине уже нет Московского патриархат. Этот тезис там назвали неадекватным и обеспокоились состоянием «душевного и духовного здоровья» архиепископа

«Звучат очень тревожные заявления архиепископа Иова (Гечи). Мы серьезно обеспокоены состоянием его душевного и духовного здоровья», — сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.