Никаких «коврижек»: цены на заправках в России заморожены до весны

Никаких «коврижек»: цены на заправках в России заморожены до весны

Вопрос о ситуации на топливном рынке в повестке дня заседания правительства в среду не стоял, но обойти стороной его не могли: требовалось срочное вмешательство «сверху».

В итоге решение, хоть и поздно вечером, всё же было найдено, насколько эффективное — покажет время.

Обязательства для всех, без исключений

Буквально за 45 минут до начала заседания правительства крупнейшая нефтяная компания России «Роснефть» распространила заявление, в котором предложила меры для стабилизации на топливном рынке, а также указала на необходимость включить независимые АЗС в любые договоренности по этому вопросу.

Компания напомнила, что считает необходимым установить требования об обязательных поставках всеми нефтяными компаниями пропорциональной доли нефти и газового конденсата, добываемых в России, для переработки на российских НПЗ и реализации моторных топлив на внутренний рынок с включением соответствующих обязательств в лицензии на пользование недрами.

Уровень квоты для обязательной поставки на внутренний рынок предлагается рассчитать как отношение потребляемых в РФ нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья и установить на уровне 17,5%.

Также «Роснефть» предложила перенести уплату акциза с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов РФ, что, по мнению НК, поможет избежать торговли суррогатным топливом, идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки.

Введение же механизма плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть позволит на долгосрочную перспективу существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены на моторное топливо и обеспечить стабильные цены для потребителей, считает НК.

Кроме того, «Роснефть» предложила провести анализ прозрачности совершения сделок на бирже с целью исключения манипулирования и совершения сделок с заранее согласованными условиями и заведомо известными участниками, исключив вмешательство в биржевые процессы интересантов.

Самым неожиданным в заявлении «Роснефти» стало замечание о том, что «сегодня мы наблюдаем провокационную кампанию, инициированную рядом независимых АЗС, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России».

Тяжелое, хотя пока и безличное обвинение в намеренной дестабилизации социальной ситуации в корыстных целях «Роснефть» сопроводила предложением тщательно проанализировать экономическое положение и деятельность независимых АЗС, а также распространить любые возможные договоренности по стабилизации цен на всех участников рынка, включая независимые сети.

Независимые против

Некоммерческие организации, включающие в себя представителей частного розничного сектора нефтепродуктообеспечения России, выразили недоумение по поводу предложения включить их в договоренности о заморозке цен на автозаправках.

Глава Российского топливного союза, объединяющего розничные компании топливного рынка, Евгений Аркуша отметил, что «договоренностей вообще не должно быть, если это рынок».

«Проблемы на топливном рынке России надо решать не договоренностями, а применяя экономические рычаги создания условий добросовестной конкуренции. И эти рычаги, в первую очередь, должны быть направлены на создание экономической привлекательности поставок топлива на внутренний рынок.

За счет снижения акцизов, привязки курса рубля к цене нефти, повышения экспортных пошлин — все те рычаги, которые использовались ранее, но от которых сейчас отказываются.

Идеально было бы изначально реализовывать налоговый маневр в том виде, в котором он был задуман — увеличение НДПИ, сопровождающееся снижением акцизов. Но этого не произошло», — сказал он «Интерфаксу».

«Результатом договоренности о заморозке цен на АЗС между правительством и ВИНК (вертикально интегрированными нефтяными компаниями — прим. ред.) стала работа автозаправок себе в убыток.

Крупная нефтяная компания, у которой есть другие виды бизнеса, может позволить своей рознице работать в убыток — ВИНК получают огромные прибыли от продажи нефти на экспорт, этим компенсируют убыточность розницы, в целом оказываясь в прибыли. У независимых нет других видов бизнеса, других источников дохода, мы не можем работать себе в убыток», — пояснил собеседник агентства.

По его мнению, основной причиной роста внутренних цен на топливо является невыполнение производителями поручений правительства по наращиванию объема поставок топлива на внутренний рынок с 3%-ным увеличением по отношению к аналогичному периоду 2017 года и увеличению объема биржевых продаж.

Коме того, он заявил, что предлагаемые демпфирующие механизмы, лицензирование могут принести желаемый эффект, но методология и реальная положительная эффективность влияния их на оптовые цены неочевидны, в отличие от однозначного негативного влияния увеличения акцизов и НДС с нового года.

«Для исключения факторов существенного роста цен в 2019 году отмена запланированного роста акцизов была бы наиболее эффективным решением», — считает Аркуша.

Он также отметил необходимость установления порядка разработки и согласования графиков ремонтов НПЗ с обязательным условием их равномерного распределения по году и регионам, с учетом пиков спроса и потребностей обновления запасов Росрезерва, и создания системы учета показателей объемов производства нафты, средних дистиллятов, объемов их экспорта и поставок на внутренний рынок.

Отказываться нельзя

Экстраординарные меры в виде снижения с 1 июня акцизов на топливо, принятые правительством весной этого года в связи с резким ростом цен, не решили проблему, а лишь на время отложили ее обострение.


Нефтяные компании, взявшие на себя обязательства держать цены на майском уровне, уверяют, что уже не в состоянии это делать.

На многочисленных совещаниях, которые проводил вице-премьер Дмитрий Козак с компаниями и ведомствами, стороны пытались найти хоть какие-нибудь компромиссные решения. В итоге премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая в среду заседание правительства, пригрозил нефтяникам введением до конца недели заградительных пошлин, если в ближайшее время не удастся договориться.

На вечернее совещание в среду Козак пригласил министра энергетики Александра Новака, представителей Минтранса, ФНС, Роснедр, Минэкономразвития, ФАС, Минфина, Счетной палаты, «Роснефти», «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «РуссНефти», «ННК», «Нового потока», «Татнефти», «ТАИФ-НК», «Иркутской нефтяной компании», «Зарубежнефти», «Газпрома», Российского топливного союза.

С самого начала вице-премьер заявил, что российские нефтяные компании должны обеспечить национальную экономику нефтью и нефтепродуктами, и «ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, — они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны».

По его словам, соглашение по стабилизации ситуации на топливном рынке будет предусматривать солидарную ответственность для всех российских нефтяных компаний.

«У нас должно быть четкое и понятное обязательство, и все должны понимать — будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения — мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении», — подчеркнул Козак, имея в виду заградительные пошлины.

Проект соглашения был разослан всем участникам совещания, не все присутствующие были уполномочены его подписать, однако вице-премьер заявил что «завтра все должно быть зафиксировано на бумаге».

Три жарких часа

Через три часа Козак сообщил журналистам, что соглашение о продолжении «заморозки» цен на топливо достигнуто. По его словам, цены на топливо будут удерживаться на уровне конца мая-начала июня до конца 2018 года, а с 2019 года — исходя из индексации на уровень среднегодовой инфляции.

Кроме того, ВИНК и независимые НПЗ договорились поставлять топливо на внутренний рынок на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. При этом для компаний на Дальнем Востоке требование об увеличении объемов поставок топлива на 3% на рынок и на биржу не распространяется, так как все физические объемы там востребованы.

Заградительная пошлина на период действия соглашения и в случае его соблюдения не понадобится, подчеркнул Козак.

Комментируя сделанные «Роснефтью» предложения, вице-премьер добавил, что эффективность обязательной поставки 17,5% добытой нефти на НПЗ пока неочевидна, но она продолжает обсуждаться. А вот перенос акцизов с НПЗ на АЗС не обсуждается, это неоперативная мера и она требует серьезного осмысления с точки зрения последствий и администрирования, добавил он.

«Мы договорились, со всеми нефтяными компаниями, что они немедленно, прямо после окончания совещания, начнут его соблюдать», — сказал он.

И никаких специальных условий, «коврижек» для соблюдения соглашения нефтяным компаниям не предложено, подчеркнул вице-премьер. Таким образом, в роли главного стимула для нефтяников в этой ситуации выступает призрак заградительных экспортных пошлин.