Существует ли планета Х: научные факты о загадочном космическом теле в Солнечной системе

Поиски загадочного космического тела в Солнечной системе по массе сопоставимого с Землей идут уже давно. После открытия Нептуна в 1846 году ученые выдвинули предположение, что за ним может находиться еще одно небесное тело, гравитация которого влияет на орбиты Нептуна и, в меньшей степени, Урана.

Астрономы долго и усердно разыскивали таинственную планету, и в 1930 году Клайд Томбо обнаружил Плутон. Наблюдения показали, что у новой планеты низкая отражающая способность либо она совсем маленькая. Астрономы того времени решили, что Плутон большой, но темный. Такое предположение позволяло объяснить видимые аномалии движения других планет.

Открытие в 1978 году спутника планеты Харона позволило определить массу Плутона. Она оказалась примерно в 500 раз меньше земной. Поиски планеты Х снова вышли на первый план, ведь астрономы выяснили, что гравитация Плутона не может воздействовать на орбиту Нептуна, не говоря уже об Уране.

В 1992 году Майлз Стэндиш проанализировал данные, присланные «Вояджером-2» при пролете мимо Нептуна в 1989 году. Уточненная масса планеты-гиганта оказалась на полпроцента меньше, чем считалось ранее. Такая поправка в уравнение XIX века объяснила все аномалии орбитального движения Урана.

Однако анализ орбит объектов из пояса Койпера вновь вызвал у ученых версию о существовании загадочного траснептунового объекта. С точки зрения современной астрономии, остаются необъяснимы параметры орбит Седны и некоторых других отдаленных тел. Объяснением такого далекого расположения от Солнца этих тел может служить наличие неизвестного объекта, который их притягивает. Возможно, это другая звезда, а может быть и до сих пор неоткрытая планета, орбита которой сильно удалена от нашего светила.

Объяснение не находит и еще один факт — на расстоянии 48 а.е. от Солнца возникает резкий обрыв пояса Койпера, после чего в космосе нет ничего. Есть вероятность, что пространство там расчищено каким-то массивным телом.

Астрономы считают, что если планета X все же существует, то вряд ли на ней есть жизнь. На поверхности такой планеты температура должна быть близка к абсолютному нулю, что исключает существование атмосферы, жидкой воды и микроорганизмов. Даже если эта планета обитаема, то понятие «жизни» на ней кардинального отличается от того, к которому мы привыкли.