Израиль и Иран готовятся к войне?

Израиль и Иран готовятся к войне?

В четверг Израиль провел бомбардировку 35 объектов в Сирии (иранских и сирийских)тт в ответ на ракетную атаку, которая, по его словам, была проведена Ираном после полуночи по местному времени.

На фоне стремительного роста напряженности в регионе авиаудары практически привели к тому, что скрытая война переросла в открытую.

Армия обороны Израиля заявила, что поразила почти всю военную инфраструктуру Ирана в Сирии, резко увеличив боевые действия между двумя давними противниками, которые до сих пор в значительной степени вели прокси-войну.

Иран пока не выступил с ответными мерами, но гражданские группы сообщили о 15 погибших, включая 8 иранцев.

В пятницу Ангела Меркель находится в городе Мюнстер. В своем выступлении на католической конференции она затронула тему выхода США из ядерного соглашения с Ираном. По словам канцлера, ряд тем, к которым имеет отношение Тегеран, «вызывает большую тревогу».

Если удары из Сирии, в которых было задействовано примерно 20 ракет, стрелявших по израильским военным позициям в оккупированном регионе Голанских высот, подтверждают, что это делает Иран, это будет первый удар Тегерана непосредственно по израильской земле. И ответ Израиля стал его самым крупным военным участием в Сирии за 45 лет — после войны Йом-Киппур 1973 г.

Пресс-секретарь Армии обороны Израиля сообщил СМИ, что из 20 снарядов, выпущенных из Сирии, 4 были перехвачены системой противоракетной обороны Израиля, остальные взорвались над территорией Сирии. Жертв не было.

Это последнее развитие событий в быстрорастущей борьбе между Израилем и Ираном над Сирией, в которой за последние три месяца было нанесено несколько израильских авиаударов по сирийским и иранским силам в ответ на то, что последние отправили вооруженные беспилотники на израильскую границу.

Ахмад Маджидьяр, директор проекта IranObserved в Институте Ближнего Востока, точно и верно обобщил данные по новым разработкам: «Ни одна из сторон не хочет полномасштабной войны, тем не менее чрезмерная реакция может вылиться в более опасную ситуацию, завершиться более опасной ситуацией, способной вызвать более широкую войну между двумя заклятыми врагами и столкнуть регион Леванта в больший хаос и нестабильность».

Тегеран является одним из основных сторонников президента Сирии Башара Асада, наряду с Россией, в кровавой семилетней гражданской войне в Сирии. Израиль считает иранскую поддержку на своей границе в Сирии экзистенциальной угрозой и стремится помешать иранским военным объектам стать постоянными базами, с которых боевая группировка «Хезболла» может совершать нападения на его территорию.

С 2013 г. Армия обороны Израиля осуществила более 100 авианалетов на Сириею. Тель-Авив обвинил в нападении в четверг мощные Силы «Кудс» Ирана — внешнее подразделение КСИР.

Аналитики прогнозировали дальнейшую эскалацию напряженности после отмены президентом Дональдом Трампом ядерной сделки с Ираном, которая приведет к восстановлению санкций США против Тегерана. Этот шаг, вероятно, позволил сторонникам жесткой линии Исламской Республики устранить стимулы для сдерживания интересов Израиля и США в регионе.

Сразу после объявления Трампа во вторник Израиль заявил о высокой готовности к «деятельности иранских сил в Сирии», дав указание властям «разблокировать и подготовить» бомбоубежища на Голанских высотах, которые он занимает с 1967 г. В тот же день мишенью израильских ракет стала иранская армия, расположенная к югу от столицы Сирии в Дамаске.

Израильские удары привели к гибели по меньшей мере семи советников Сил «Кудс» за неделю до ударов в четверг, но до этой недели Тегеран дал довольно неясный ответ — вероятно, из-за потрясения после израильского удара по своим силам и нежелания создавать больший конфликт. Однако теперь аналитики считают, что остается меньше вероятности того, что Иран будет сдерживаться.

«Эти рейды, которые в значительной степени оставались без ответа в течение 2018 г., теперь с большей вероятностью спровоцируют прямой ответ после решения Трампа выйти из ядерной сделки», — сказал Райан Тернер, старший аналитик в PGI Group. В начале мая Верховный лидер Ирана Али Хаменеи пообещал отомстить за убитых.

Бехнам Бен Талеблу, научный сотрудник аналитического центра в Вашингтоне, Фонда защиты демократий (FDD), согласился с описанием предполагаемого ракетного обстрела Силами «Кудс» как «реальной эскалацией конфликта» Ирана, а также «индикатора роста терпимости к сирийскому театру военных действий».

«Мы должны быть готовы к продолжению авиаударов и обмену огнем вдоль границы», — сказал Тернер, добавив, что нельзя сбрасывать со счетов и террористические атаки, и кибератаки, нацеленные на интересы Израиля. Между тем Израиль, пользующийся поддержкой администрации Трампа и молчаливой поддержкой со стороны стран Персидского залива, скорее всего, усилит воздушную кампанию против иранских целей.

Посол США Джеймс Доббинс, старший научный сотрудник корпорации RAND, согласился с этим, добавив, что полномасштабная война все еще менее вероятна. «Конфронтация между Ираном и Израилем в Сирии, вероятно, продолжится. Удары от Израиля по Ирану или наоборот кажутся менее вероятными, хотя и возможны, если местный конфликт станет более интенсивным», — сказал Доббинс.

Хотя вероятность тотальной войны сохраняется, большинство региональных аналитиков считают, что конфликт будет развиваться в форме отдельных ударов. Консалтинговая фирма Eurasia Group видит вероятность в 65% подобного развития событий, в основном из-за осознания Ираном собственной уязвимости к жестокому ответу со стороны Израиля или США.

«Столкновения, скорее всего, будут спорадическими и не перерастут в более мощный пожар», — сообщили исследователи Eurasia Group в четверг.

Eurasia Group прогнозирует серьезный конфликт с 35%-й вероятностью того, что он произойдет, в ходе чего эскалация иранских атак приведет к длительным израильским авиаударам в попытке «нанести нокаутирующий удар» по Ирану.

Тотальная война окажется невероятно дорогостоящей для обеих сторон и дестабилизирует регион, тем не менее цели двух противников несостоятельны: Иран намерен установить постоянное стратегическое присутствие в Сирии, что станет анафемой для Израиля. И конфликт может перейти в соседний Ливан: он был местом ведения израильской войны с «Хезболлой» в 2006 г., в ходе которой были убиты тысячи людей.

«Остается открытым вопрос о том, будут ли Силы „Кудс“ продолжать проводить прямые атаки на Израиль и станет ли это „новой нормой“ в Сирии», — заявил Бен Талеблу из FDD.

В любом случае израильские военные готовы к худшему.

«Армия обороны Израиля довольно серьезно оценивает эту иранскую атаку, — заявил пресс-секретарь Армии Джонатан Конрикус в четверг после ракетных ударов. — Это событие еще не закончилось».