Русская Арктика: неожиданные стороны (ФОТО)

Русская Арктика: неожиданные стороны (ФОТО)

В конце апреля в Красноярске была открыта литературная гостиная, которая будет помогать местным молодым писательским дарованиям пробиваться наверх.

В открытии принимали участие президент Русского ПЕН-центра и секретарь Союза писателей Москвы Евгений Попов, Экологическая палата России, Экологический фонд Сибирского Федерального университета и Библиотека искусств им. А. Боголюбова. Именно в Красноярске прожил последние двадцать лет своей жизни один из самых лучших русских писателей XX века Виктор Астафьев.

При этом организаторы надеются на то, что в свою очередь начинающие писатели поднимут в своих произведениях тему экологии Красноярского края.

Молодая писательская арктическая поросль

У одного из инициаторов этого проекта Владимира Коптева-Дворникова, сопредседателя Экологической палаты России, «Русская весна» прояснила вопрос, почему она, гостиная, была открыта именно в этом городе.

«Этот проект задумывался, как первый этап большого проекта, объединяющего в себе все субъекты Российской Федерации, все регионы, являющиеся частью российской Арктики. Его задача намного большая, чем просто экологическая и познавательная, — разъясняет замысел своих коллег-экологов Коптев-Дворников. — Она направлена на то, чтобы возродить интерес молодых российских писателей и молодых российских читателей к той Арктике, которая всегда была неким романтическим идеалом. Тут и свершение подвигов, и освоение новых земель, и помощь друг другу российских исследователей и первопроходцев.

Поэтому открытие Красноярской литературной гостиной — это старт большого проекта. Мы обсуждали открытие других литературных гостиных и с Чукоткой, и с Архангельской областью. Будем общаться с мурманчанами.

А вот Красноярский край стал первым в этом направлении, потому что он занимает лидирующие позиции по многим другим начинаниям.

Тут еще и совпало то, что Экологический фонд, созданный на базе Красноярского университета, заинтересован в том, чтобы именно в Красноярске началось рождение молодых арктических и вообще сибирских писателей. Поэтому суть проекта именно в том, чтобы помочь молодым писателям. К тому же мы хотим, чтобы молодежь видела свои рассказы не просто опубликованными, например, в блогах, но и на бумаге.

И вообще идея открытия этой литературной гостиной состояла еще и в том, чтобы посвятить ее двум писателям — романтику Арктики Вениамину Каверину с его бессмертным „Бороться и искать, найти и не сдаваться“ и уроженцу Красноярского края — Виктору Астафьеву».

Друг Аксенова и Ерофеева будет помогать молодым красноярским писателям

Красноярскую литературную гостиную открыл Евгений Попов, известный русский писатель, друг Василия Аксенова и Виктора Ерофеева, один из создателей в 1978 году знаменитого русского неподцензурного литературного альманаха на излете советской власти — «Метрополь».

Евгений Попов

Первая его публикация в «Новом мире» в 1976 году вышла с предисловием Василия Шукшина. В 1978 году он был принят в Союз писателей, но сразу после публикации «Метрополя» исключен. Восстановлен только в перестройку — в 1988 году.

В 2016 году Попов возглавил Русский ПЕН-центр после более чем 25-летнего председательствования в нем Андрея Битова.

«Почему именно Евгению Анатольевичу мы предложили открыть гостиную? Да потому что он один из самых знаковых русских писателей. К тому же его статус президента Русского ПЕН-центра поднимает и наш проект совершенно на другой — более высокий уровень, — рассказывает „Русской весне“ Владимир Семенов, другой сопредседатель Экологической палаты России. — К тому же Евгений Попов родился в Красноярске. Поэтому кого же, как не его, было нам попросить открыть Красноярскую литературную гостиную и представить ее как модельный проект».

Семенов не видит ничего необычного в том, что к теме экологии и вообще защиты окружающей среды присоединился «городской» писатель, а не писатель-деревенщик, как, например, великий Виктор Астафьев. Напомним, что деревенщики одними из первых подняли тему экологии, как в литературе, так и в общественной жизни тогдашнего Советского Союза. Вспомнить хотя бы бессмертное «Прощание с Матёрой» Григория Распутина.

«Просто тему экологии мы понимаем достаточно широко. Это не просто одна природа и всё.

Это и проблема человека и мегаполиса, которая понимается нами как экологическая проблема. К тому же проблема экологии сегодня становится и проблемой этической. Это проблема отношений человека и социума и отношений его с окружающим миром.

Поэтому разделение на писателей-деревенщиков и городских слишком, по моему мнению, узко.

Сегодня экология стала настолько значимой в мировом смысле проблемой, что представление её президентом Русского ПЕН-центра, мне кажется, достаточно значимым событием. Поэтому мы и обратились к Евгению Анатольевичу».

Открытие гостиной

Мероприятие состоялось в Научной библиотеке Сибирского федерального университета на окраине Красноярска, нового красивого здания этого учебного центра.

Первыми туда прибыли Евгений Попови красноярский писатель Михаил Стрельцов.

Попову уже перемахнуло за семьдесят, но он держится бодро и энергично как обычный русский мужчина средних лет. Одет просто: темные брюки и серый расстегнутый на вороте реглан. Седая, коротко стриженная борода. На нос надеты большие круглые очки. Попов открыт к общению. Несмотря на свою знаменитость, никакой звездности в нем и в помине нет. Наоборот, только самоирония. Ну и, конечно же, чувство юмора. Писатель немного заикается.

Когда мы напомнили ему о «Метрополе», он сразу же предложил: «Приходите завтра в Красноярский литературный музей. Я буду передавать туда в три часа копию машинописной версии альманаха».

Евгений Попов и Михаил Стрельцов

Стрельцов, одетый также просто, как мэтр (причем еще и в фетровую шляпу, которая лежит рядом на столе), представляет Попова публике, а это молодые сибирские студенты — русские филологи и журналисты — и их преподаватели.

«Евгений Анатольевич — наш земляк. Он родился в Красноярске и учился тут в трех школах. Долго жил. Мы сейчас с ним вместе проезжали мимо дома, где он жил…» — говорит Стрельцов.

Тут его перебивает Попов:

— И там установлена мемориальная доска, но не мне. Там написано, что на этом месте стоял дом, где жил Ярослав Гашек, мой, кстати, любимый писатель.

Но мы тут собрались беседовать не про Гашека и про дома. Считаю, что сегодня очень важное событие — открытие Красноярской литературной гостиной.

Мне очень нравятся люди, которые не говорят, что у нас в стране плохо или хорошо, а что-то делают.

Что такое эта литературная гостиная? Это выработка социальных лифтов для молодых писателей. При советской власти были кружки при союзах писателей для молодых. Там выращивали смену. Но жизнь на месте не стоит, а сама подсказывает все эти ходы.

Сейчас молодых писателей надо как-то вовлекать в литературный процесс и как-то финансировать. Ведь людям надо на что-то жить. Так что литературная гостиная — это важный государственный проект.

Тут Попов вспоминает случай, свидетелем которому он был на книжной ярмарке во Франкфурте.

— Я тогда стал только выезжать за границу. На ярмарке увидел странного молодого человека, который был одет в кожаные шорты. Он шел, толкая перед собой тачку, которой лежало огромное количество бумаги. Я поинтересовался: а кто это такой? Мне ответили, что это какой-то молодой поэт, который уже 10 лет переводит роман Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану». Роман написан на 20 языках. Его перевести практически невозможно.

Я тогда поинтересовался: а на что живет этот молодой поэт?

Мне ответили: у нас есть целая система грантов, стипендий, домов творчества. И он каждый раз подает на этот грант, его выигрывает, и каждый раз получает крохотные небольшие деньги, но которых хватает на еду, на квартиру и прочее. И всё — он занят делом.

Тогда я уточнил: а зачем этот проект? Что, без него нельзя обойтись? А мне ответили: вы знаете, Запад очень хорошо усвоил уроки студенческой революции 1968 года, когда в Париже была практически настоящая революция, когда переворачивали машины, и когда буржуи даже бежали за границу.

Так вот, пусть молодой человек лучше будет переводить Джойса до старости лет, чем будет бандитом на улице.

Может, я говорю сейчас примитивно и грубо, но, наверное, в этой грубости тоже есть какая-то суть. Я уже 17 лет веду семинары для молодых писателей. Они ежегодно происходят по Москвой в Липках. К тому же я набрал курс в Литинституте. И я вижу, что молодому писателю трудно всегда. Он делает из хаоса свой текст, но как ему пробиться в писатели, это вопрос всех времен и народов. Вот Красноярская литературная гостиная и есть социальный лифт. Хорошие люди придумали, как помочь начинающему писателю».

Студенты и преподаватели Сибирского федерального университета

Попов представляет проект

Далее Попов рассказывает присутствующим суть проекта.

Итак, первым масштабным мероприятием Красноярской литературной гостиной будет конкурс «Молодая литература Красноярска: экология и культура».

Конкурс задуман для того, чтобы найти молодых авторов, готовых своим творчеством привлечь внимание к защите богатейшей природы Красноярского края (чего только стоит красноярский заповедник «Столбы»), его экологическому развитию и поиску решений существующих проблем в этой сфере.

К участию в конкурсе приглашаются писатели в возрасте до 35 лет, работающие в жанре «проза», «поэзия» и «эссеистика».

Сам конкурс проводится в 3 этапа:

1) сбор рукописей (май—июнь 2018 года) и рецензирование произведений (июль—август 2018 года)

2) проведение мастер-классов по итогам рецензирования произведений и выявление лучших авторов (сентябрь 2018 года). Вручение сертификатов 2 лучшим авторам на выступление перед московской аудиторией.

3) выступление в Москве, в библиотеке искусств имени Боголюбова с участием представителей «толстых» журналов. Подготовка и сдача в печать авторского сборника победителей конкурса (октябрь 2018 года).

Промежуточные результаты и итоги конкурса будут опубликованы на сайте Экологической палаты России http://www.ecochamber.ru/

Александр Долгинцев-Межевой