Ученые впервые наблюдали синхронизацию мозгов обезьян
Американские ученые впервые проследили за синхронизированной работой мозга обезьян при наблюдении за действиями друг друга. Они выяснили, что такая синхронизация регулируется местом в иерархии обезьяны-агента и обезьяны-наблюдателя, а также их положением в пространстве и относительно друг друга. Результаты исследования описаны в статье, опубликованной в Scientific Reports.
Наблюдение и имитация служат основными формами обучения среди социальных животных. К ним относятся, например, приматы — в том числе и люди, эффективность раннего развития которых во многом зависит от их наблюдения за взрослыми. Важную роль в обучении при наблюдении играют зеркальные нейроны — совокупность нервных клеток, расположенных в различных участках головного мозга и активных как при наблюдении за действием, так и при его выполнении.
У обезьян зеркальные нейроны были обнаружены в нижней лобной извилине и нижней части теменных долей, и позволили хорошо изучать физиологические механизмы процесса подражания. Большинство подобных исследований с участием обезьян, однако, сосредоточены на изучении мозговой активности одной особи: при наблюдении за агентом-человеком или агентом-обезьяной и дальнейшим повторением действия. До сих пор ученым не удавалось проследить за возможным паттерном синхронизации мозговой активности обезьяны-агента и наблюдателя (или имитатора).
Исправить это решили ученые из Университета Дьюка под руководством Мигеля Николелиса (Miguel A.L. Nicolelis). Для этого они провели эксперимент, в котором приняли участие две обезьяны: одна особь (в эксперименте участвовали самки) сидела не неподвижном стуле, а другая перемещалась по комнате в управляемом кресле. Траектория движения стула второй обезьяны была запрограммирована, путь пролегал от стартовой точки к тарелке с виноградом; первая обезьяна (наблюдатель) была обучена следить за второй, так как при достижении обезьяны в кресле винограда она получала угощение. Активность мозга обезьян записывали при помощи вживленных электродов.
Наблюдение и имитация служат основными формами обучения среди социальных животных. К ним относятся, например, приматы — в том числе и люди, эффективность раннего развития которых во многом зависит от их наблюдения за взрослыми. Важную роль в обучении при наблюдении играют зеркальные нейроны — совокупность нервных клеток, расположенных в различных участках головного мозга и активных как при наблюдении за действием, так и при его выполнении.
У обезьян зеркальные нейроны были обнаружены в нижней лобной извилине и нижней части теменных долей, и позволили хорошо изучать физиологические механизмы процесса подражания. Большинство подобных исследований с участием обезьян, однако, сосредоточены на изучении мозговой активности одной особи: при наблюдении за агентом-человеком или агентом-обезьяной и дальнейшим повторением действия. До сих пор ученым не удавалось проследить за возможным паттерном синхронизации мозговой активности обезьяны-агента и наблюдателя (или имитатора).
Исправить это решили ученые из Университета Дьюка под руководством Мигеля Николелиса (Miguel A.L. Nicolelis). Для этого они провели эксперимент, в котором приняли участие две обезьяны: одна особь (в эксперименте участвовали самки) сидела не неподвижном стуле, а другая перемещалась по комнате в управляемом кресле. Траектория движения стула второй обезьяны была запрограммирована, путь пролегал от стартовой точки к тарелке с виноградом; первая обезьяна (наблюдатель) была обучена следить за второй, так как при достижении обезьяны в кресле винограда она получала угощение. Активность мозга обезьян записывали при помощи вживленных электродов.