Судьба Украины может оказаться в белорусских руках

Судьба Украины может оказаться в белорусских руках

С началом войны на Донбассе и российско-украинской напряженности официальный Минск стал своеобразным посредником между Киевом и Москвой.

В 2014–2015 годах Белоруссия сыграла важную роль в формировании площадки для переговорного процесса по деэскалации сложившейся ситуации на Донбассе.

За минувшие годы белорусское руководство смогло разработать правильную схему взаимоотношений с украинской стороной, сохранив стратегические отношения с российской.

Причем из-за фактического прекращения двухстороннего взаимодействия стран-соседей и ухода российского производителя из Украины и, соответственно, украинского из России Белоруссия смогла нарастить товарооборот с обоими государствами.

Если до 2014 года Минск и Киев конкурировали за сотрудничество с Москвой, то после конкуренции не стало.

Вряд ли белорусы хотели получить такой источник заработка, но так сложилась ситуация, что Белоруссия стала своеобразным транзитным коридором, поэтому было бы глупо ею не воспользоваться.

К примеру, компания «Белавиа» резко увеличила доходы, значительно расширив свои перевозки во многие украинские города. Белорусские НПЗ заняли места российских компаний.

Стоит упомянуть и про сотрудничество в военно-технической сфере. Однако, бурно начавшись, многие совместные проекты за несколько лет почти затухли.

Украина, в свою очередь, борется за транзит белорусских экспортных грузов. Сейчас же приходится конкурировать с Литвой и Латвией, через порты которых идет основной поток белорусского экспорта.

Кроме того, южные соседи массово поставляют по незначительным ценам фрукты и овощи, предлагают дешевый отдых на море.

Да, хоть Белоруссия и не является для Украины основным партнером, товарооборот достигает отметки в 4 млрд. долларов США, и он растет.

Главами государств поставлена задача достичь уже в 2019 году товарооборота не менее восьми миллиардов долларов. Значительные резервы белорусская сторона видит в области машиностроения, сельского хозяйства, энергетики.

Президент Лукашенко неоднократно заявлял, что белорусская земля никогда не станет плацдармом для агрессии против украинского народа. Более того, Украина стала еще и своего рода связующим звеном в переговорах с Западом.

Однако, несмотря на эти факты, в целом политическая составляющая белорусско-украинских отношений особого оптимизма не вызывает, хотя о каких-либо кардинальных противоречиях речь пока не идет.

Одна из главных проблем — вопрос демаркации украинско-белорусской границы. В связи с конфликтом на Донбассе это имеет существенное значение для обеих сторон.

Для Белоруссии это, во-первых, огромный поток граждан Украины, которые приехали в соседнюю страну из региона, охваченного боевыми действиями.

Во-вторых, это белорусы, воевавшие в зоне «АТО», причем неважно, на какой стороне.

В-третьих, это возможность проникновения в Белоруссию нелегального оружия

Отдельно следует отметить вариант проникновения на территорию республики представителей праворадикальных и националистически настроенных людей, которые бы могли осуществлять подготовку насильственного переворота, разжигания русофобии в стране — ведь не секрет, что Запад тратит сотни миллионов на обработку белорусской молодежи, чтобы привить ей ненависть к Лукашенко и России.

Однако, не взирая на существующие проблемы и разногласия, Белоруссия нужна Украине, соответственно, и наоборот.

Главное, что получает официальный Минск, это даже не экономическая выгода, а политические дивиденды в виде контактов с крупными западными политиками и бизнесменами.

Ведь не секрет, что большая часть белорусской политической и бизнес элиты находится под санкциями, а контактируя с украинскими коллегами они получают выход на Запад.

В свою очередь, Украина, ее население, что бы ни говорили местные политики, очень тесно завязаны с Россией. Невозможно вырвать то, что веками и десятилетиями было единым.

Да, растет новое поколение, которое воспитывается западными политтехнологами и для которых Москва — враг, но это аукнется только лет через 15–20.

Теперь же через Минск решаются многие, в том числе жизненно важные, вопросы для простых людей.

Понятно, факт того, что Белоруссия как военно-политический союзник России в контексте существующей ситуации раздражает, а порой и очень беспокоит официальный Киев, несколько останавливает развитие отношений. Но и прекратить эти отношения было бы губительно для Украины.

Несмотря на то, что любое действие и высказывание российских политиков и дипломатов по поводу ситуации на Украине встречает бурную реакцию киевских политиков на любом уровне, представители действующей украинской власти не могут не брать в расчет мнение и вес Москвы в международных организациях.

К тому же не все согласны с официальным Киевом. Именно поэтому так называемый «политический диалог» между Москвой и Киевом ведется через Минск.

Особенно это актуально в преддверии президентских выборов — последствия непризнания Россией выборов могут иметь самые печальные последствия для Украины.

А раз выборы не признаны, следовательно, власть незаконна и вести с ней переговоры нет смысла. Теперь уже Москва будет разрывать дипотношения, контракты и договоренности, что только ухудшит и без того тяжелое экономическое положение в стране.

Необходимо напомнить, что Верховная рада запретила гражданам России наблюдать за президентскими выборами в составе международных делегаций.

Да, эти действия осудили в Берлине и Брюсселе, но все знают кто, как и через кого управляет Украиной.

Отсутствие российских наблюдателей в составе международных мониторинговых миссий вкупе с лишением миллионов украинских граждан возможности проголосовать на территории России на выборах президента Украины ставит под сомнение прозрачность и объективность итогов предстоящего волеизъявления.

С этим согласны и многие эксперты, которые отмечают, что инициатива президента Порошенко повышает риск фальсификаций на предстоящих выборах.

По мнению директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, Евросоюз и ОБСЕ настроены негативно по отношению к действующим властям Украины, а вот для США Порошенко — лучший из кандидатов.

По мнению замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимира Шаповалова, своими действиями действующий президент Украины поставил западных партнеров «в неудобное положение», а такое просто так не забывается.

Так что теперь мнение белорусских наблюдателей, к которым Москва вполне может прислушаться, имеет существенное значение не только для Украины, но и для развития ситуации в регионе в последующем.

Николай Крылов