Православный экзархат в Западной Европе поднял бунт против Константинополя

Православный экзархат в Западной Европе поднял бунт против Константинополя

Духовенство русского экзархата Западной Европы, ранее упразднённого Синодом в Стамбуле, отказалось следовать этому решению и подчиняться Константинопольским архиереям на территории европейских государств.

«В последние дни многие священники и диаконы Архиепископии получили письмо от греческого митрополита страны, где они проживают, с приказом перестать поминать своего собственного архиепископа и присоединиться к духовенству греческих митрополий», — отмечается в сообщении на сайте экзархата.

Действия Константинополя в сообщении назвали внешним вмешательством и отметили, что нынешний его глава, архиепископ Хариупольский Иоанн, является действующим епископом Константинопольского патриархата, а его статус «единственного епархиального епископа» неопровержим юридически и канонически.

При этом само решение константинопольского Синода экзархат намерен обсудить на Генассамблее 23 февраля. В сообщении указывается, что в экзархате надеются на встречу между «представителями архиепископии и властями патриархата».

На данный момент архиепископия православных русских церквей в Западной Европе включает 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Швеции и Норвегии. В 1999 году Патриарх Варфоломей подтвердил, что экзархат находится под юрисдикцией Константинополя, хотя долгое время его статус оставался неопределенным.

В ноябре Константинополь принял решение упразднить Западноевропейский экзархат русских приходов, призвал его самоликвидироваться и войти в состав местных епархий. В РПЦ заявили, что готовы принять экзархат под свою юрисдикцию, если поступит соответствующая просьба.

Справка:

Экзархат — крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат. В состав экзархата могут входить несколько епархий, епископы и архиепископы которых подчинены экзарху. Экзарх подчинен Патриарху и Синоду, хотя в то же время пользуется определенной самостоятельностью.

Сообщение Совета Архиепископии от 17 января

В последние дни многие священники и дьяконы Архиепископии получили письмо от греческого митрополита страны, в которой они проживают, с приказом прекратить поминовение архиепископа, присоединиться к духовенству греческой Митрополии, как будто приходы и общины Архиепископии уже входят в состав Митрополии, а также предоставить ему все требующиеся документы.

По этому вопросу Совет Архиепископии отсылает к своему Сообщению от 30 ноября прошлого года, добавив к нему следующие пояснения:

Вмешательство во внутреннюю жизнь нашей Архиепископии со стороны внешних епископов, пусть одного и того же Патриархата, незаконно как с точки зрения канонического, так и гражданского права: высокопреосвященный архиепископ Иоанн является единственным законным правящим епископом православных приходов русской традиции в Западной Европе. 28 марта 2016 года он был законно избран на Чрезвычайном Общем Собрании Архиепископии, т. е. полнотой духовенства и представителями от мирян, присланных приходами Архиепископии. 22 апреля 2016 года Священный Синод Вселенского Патриархата утвердил его избрание. С того момента архиепископ Иоанн вступил в должность на бессрочной основе. Так как он до сих пор не отказывался от должности и не подавал прошения на покой, он остается по самому определению епископского звания центром соборности епархии и председателем «Епархиального объединения», которое по законам Франции является юридическим лицом, обеспечивающем общность приходов и общин Архиепископии.

Как и все его предшественники со времен преподобного митрополита Евлогия и во всех странах, где учреждены его приходы, высокопреосвященный архиепископ Иоанн совершает евхаристию и другие таинства в соборном единстве с полнотой Церкви, предстоятельствует при освящении церквей и антиминсов, посвящает во все чины церковного служения в нашей Архиепископии. В качестве епископа Константинопольского Патриархата он еще недавно принимал участие в Совещании иерархов Вселенского престола, а в 2016 году — в Святом и Великом Соборе Православной Церкви. Его статус единственного епархиального епископа нашей Архиепископии неопровержим канонически и юридически, что подтверждается официальным Уставом Архиепископии.

Устав Архиепископии известен Патриархии и был последовательно одобрен Священным Синодом с 1931 года. В версии, действующей сегодня, он гласит, в частности, следующее:

Статья 11

Архиепископия и входящие в нее объединения [приходы и монастыри] подчиняются административной власти и духовному, пастырскому и нравственному руководству правящего епископа в звании и чине архиепископа, который состоит в юрисдикции Его Святейшества Вселенского Патриарха Константинопольского. Архиепископ является председателем Архиепископии.

Статья 40

Архиепископ осуществляет свои функции пожизненно. Однако он может отказаться от руководства Архиепископии после консультации с Советом епископов и Советом Архиепископии. С другой стороны, он не может быть отстранен от должности до решения компетентного высшего церковного суда, а именно Патриаршего Священного Синода.

Эти положения не допускают какого-либо другого толкования вещей: наше епархиальное духовенство должно продолжать литургическое поминовение правящего епископа в прежнем порядке и остается так же, как приходы и монастыри, в непосредственной юрисдикции преосвященнейшего архиепископа Иоанна. Все делопроизводство Архиепископии продолжает обновляться и по юридически обязательным причинам не может быть передано внешнему учреждению без уважительной причины.

27 ноября 2018 года Вселенский Патриархат принял решение отозвать Патриарший и Синодальный томос от 19 июня 1999 года, который придавал Архиепископии статус Патриаршего Экзархата. Даже если Архиерейский Собор сожалеет об одностороннем и несогласованном характере этого решения, мы признаем, что Патриархат имел право принять это решение. Мы не можем, однако, отождествлять отмену статуса Патриаршего Экзархата и «роспуск Архиепископии» по уничижительному выражению, используемому некоторыми источниками в интернете.

Решение Константинопольского Патриархата от 27 ноября содержит положения как одностороннего характера (отмена томоса 1999 года), так и двустороннего или даже трехстороннего характера (приглашение объединить приходы Архиепископии с греческими митрополиями при том, что неизвестно, были ли проведены с ними консультации по этому вопросу). То, что представляет многосторонний характер, обязательно должно быть предметом обсуждения заинтересованными коллективными (приходскими) и отдельными (духовными) субъектами. Никто не может предвосхитить экклезиологически основополагающий акт рецепции решения, вынесенного внешней инстанцией.

Для роспуска Архиепископии, основанной в 1921 году (то есть еще до приема в Константинопольский Патриархат), компетентно только Общее собрание. Оно созвано по всем правилам на 23 февраля текущего года и на повестке дня стоит один вопрос: обсуждение решения Патриархии.

Подобно тому, как Вселенский Патриархат в своем местном устройстве в Турции соблюдает законодательный режим Турецкой Республики, который иногда носит весьма ограничительный характер, он всегда побуждал нашу Архиепископию к самоорганизации в соответствии и с соблюдением законодательства стран, в которых учреждены и действуют ее приходы. Соблюдение уставных правил отнюдь не является отклонением от церковного порядка устроения, а, наоборот, самым верным его каноническим выполнением в полном согласии с духом православия. Наша Архиепископия находится сегодня-де-юре в том положении, в котором она обреталось до принятия во Вселенский Патриархат. Де-факто, однако, мы бы не хотели, чтобы этот длительный и плодотворный период закончился без непосредственной человеческой встречи между представителями нашей Архиепископии и властями Патриархата.

Действительно, нам никогда не хватит слов, чтобы выразить нашу благодарность Вселенскому Патриархату за его каноническое покровительство в течение всех этих лет. Святая Константинопольская Церковь обеспечивала соблюдение особенностей нашего епархиального устройства, инспирированного решениями и прениями Московского Собора 1917–1918 годов, и мы за это ей глубоко благодарны. Это свидетельствует о том, насколько церковное призвание Вселенского Патриархата является воистину надэтническим.

Если Вселенский Патриархат закроет дверь для любой возможности пребывания Архиепископии в его составе, Общее Собрание примет соответствующее решение. Однако ни греческие митрополиты Западной Европы, ни Совет архиепископии, ни даже сам Архиепископ не могут заменить Церковное Собрание, которое согласно правилам созвано на 23 февраля.

До того времени Совет Архиепископии призывает все стороны соблюдать церковный мир и правовые положения, которые обеспечивают, чтобы в Теле Христовом «всё было благопристойно и чинно." (1 Кор. 14,40). «Потому что, как учит еще апостол Павел, Бог не есть Бог неустройства, а мира» (1 Кор. 14,33). Итак неустройству — беспорядку противостоит не порядок, а мир.